Николай Беспалов

До начала регистрации вакцины «Спутник V» за рубежом Россия поставляла лекарства примерно в 90 стран мира. 38 % экспорта в денежном выражении приходилось на ЕАЭС, и доля Союза в объёме отечественного экспорта росла с каждым годом. 

Регистрация вакцины на зарубежных рынках существенно повысила интерес к разработкам российской фармпромышленности. География поставок расширилась за счёт стран, многие из которых никогда не были активными потребителями отечественных лекарств. Речь об отдельных европейских странах и таких перспективных и масштабных рынках латиноамериканского региона, как Аргентина и Мексика. 

Регистрация вакцины не означает, что её поставляют напрямую из России. Основной объём препарата для внешних рынков будет выпускаться в других странах. За счёт поставок «Спутник V» и других препаратов количество стран, получающих российскую фармпродукцию, может в 2021 году вырасти с 90 до 100–115. Также следует ожидать роста доли стран за пределами ЕАЭС в общем объёме экспортных поставок до 65–70 %. 

Интерес к российской вакцине, однако, не гарантирует успеха российских фармпроизводителей на экспортном направлении. Для этого необходимо активное продвижение и других препаратов, благо в нашей стране существуют и конкурентоспособные аналоги продуктов международных корпораций, и оригинальные разработки. Продвижение российского фармпрома — задача глобальная и должна решаться в том числе на межправительственном уровне. И если для вакцин в ряде случаев действует упрощённый механизм доступа на рынок, то для большинства не имеющих отношения к ковиду препаратов в силе стандартные процедуры регистрации. А это затратно с точки зрения и финансов, и времени. 

Успех не придёт сам, и работа должна строиться с прицелом на долгосрочную перспективу. Радует, что высокий интерес к российской вакцине открывает отличные возможности для переговоров с зарубежными партнёрами. Теперь дело за российскими регуляторами и фармкомпаниями, от которых требуется проактивный подход к решению этой задачи.

 

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Это вы называете статьёй? Это уровень старшеклассника, а не серьёзного автора, публикующегося на таком портале. Где аналитика? Где выводы? Опять страдания о том, что «необходимо активное продвижение», «задача глобальная и должна решаться в том числе на межправительственном уровне».

  2. Николай все верно говорит… Но боюсь прекрасные перспективы останутся только на бумаге. Сначала хотя-бы нужно навести порядок с клиническими испытаниями, иначе так и не выйдем на периметр СНГ. Уважающие себя страны словам не верят, в верят документам

  3. Уважаемый, GC! Обратите внимание на то, как называется рубрика, подсказка для невнимательных — «колонка». Странно от жанра авторской колонки ожидать глубокой аналитики, это другой жанр. Если Вас интересует аналитика — имеет смысл обратиться к соответствующим разделам этого портала, а так же поинтересоваться наличием тематических публикаций в других профильных СМИ. Кстати, регулярные срезы по анализу экспортного направления мы публикуем и на нашем сайте, в частности тут: https://rncph.ru/news/07_12_2020

  4. Виталий, в 2020 г. будем наблюдать заметный рост объёмов экспорта, расширение количества стран-получателей ЛП из России и увеличение доли отгрузок за пределы ЕАЭС. Какие-то более точные прогнозы в настоящее время может сделать только РФПИ, у них есть представление о законтрактованных объёмах вакцины, ценах и форматах поставок (поставляться могут как готовые препараты, так и технологии). Пока эта информация закрытая (по понятным причинам).

  5. Doctor85, ну, у Спутника на счёт «клиники» всё обстоит очень неплохо, продукт изначально создавался с прицелом на глобальный рынок. В плане пиара тоже хорошая активность, да и препарат действительно крутой! Но, увы, в современном мире помимо объективных критериев масса разнообразных «но», где-то политика, где-то колоссальный протекционизм в отношении своих компаний. Посмотрите как развиваются события в Европе. Так что даже иметь прекрасный продукт и отличную клинику может оказаться мало.