Как бороться с несоответствием АФИ стандартам?

0
Как бороться с несоответствием АФИ стандартам?
Как бороться с несоответствием АФИ стандартам?

Использование не соответствующих стандартам активных фармацевтических ингредиентов (АФИ) подвергает риску как здоровье пациентов, так и репутацию фармацевтических компаний. Большинство АФИ, ввозимых в ЕС из Азии, производятся на предприятиях, которые никогда не инспектировались чиновниками из ЕС. Для обеспечения минимально необходимого уровня качества регуляторным агентствам по обе стороны Атлантики необходимо объединиться и обеспечить надзор за соответствием АФИ нормативным требованиям

За последние несколько лет Европейская группа по химическим продуктам тонкого органического синтеза (European Fine Chemicals Group – EFCG) приложила значительные усилия для обеспечения релевантными данными регуляторные органы в сфере здравоохранения в ЕС. Но борьба продолжается, частично из-за того, что чиновники Европейского агентства лекарственных препаратов (European Medicines Agency – EMEA) не хотят покидать «зоны комфорта» и исследовать новые территории, где ценности и само общество очень далеки от Сократа, Бетховена, Пастера, Галлилея или Черчилля. Даже сегодня, в 2009 году, возможно, только высшее руководство ЕС или EMEA действительно осознает, насколько устарела система надзора за качеством АФИ: ведь все 27 агентств странчленов ЕС осуществляют надзор за соответствием, а не за рисками.

Создается впечатление, что большинство регуляторов живет еще в 20 веке, хотя за последние 25 лет, в результате взрывоподобного роста производства непатентованных препаратов, Европа, которая была колыбелью фармацевтической промышленности и доминирующим игроком в области ферментации и синтеза АФИ, утратила свое прежнее положение. Ферментация практически исчезла с территории Европы, а промышленность АФИ развивается только благодаря инновационным компаниям и рынку США, на пути в который FDA поставило препятствия, позволяющие отделять семена от плевел.

Азиатская революция застала регуляторов врасплох

Сегодня около 80% всех препаратов производятся в ЕС с использованием АФИ, которые поступают из Индии или Китая, что само по себе не является проблемой, если не учитывать тот факт, что эти АФИ сделаны на предприятиях, на которые никогда не ступала нога европейских инспекторов. Более того, отсутствие эффективного принуждения к выполнению требований потворствует деятельности и безнаказанности криминальных элементов.

Перенос производства большинства АФИ в Азию произошел просто стремительно: за 25 лет полностью трансформировалась структура сектора. Однако, учитывая, что агентства лекарственных препаратов создавались еще тогда, когда данный бизнес имел национальные рамки, можно понять внезапность таких перемен для регуляторных органов. Но нельзя смириться с тем, что ответственные за обеспечение безопасности и эффективности лекарственных средств находятся в неведении. Трудно понять, почему инспектора этих агентств не посещают ежегодный Когресс по фармацевтическим ингредиентам – CPhI – глобальную выставку производителей АФИ, которая каждую осень проводится в Европе. Такой тренинг был бы крайне полезен в плане понимания размеров и природы рынка для тех, кто отвечает за надзор за ним.

В 2005 году EFCG подготовил анкету для 27 Европейских агентств лекарственных препаратов с целью оценки их возможностей по обеспечению соответствия АФИ GMP, которое было закреплено законодательно в октябре 2005 года. Ответило только 6 агентств, из чего можно сделать вывод, что закон существует, а механизмов обеспечения его соблюдения нет.

Глобализация предоставила нам множество дешевых товаров и, таким образом, обеспечила беспрецедентно высокий уровень жизни населению стран Запада. Конкуренция, конечно же, желательна, но, если речь заходит о лекарственных средствах, то в отсутствии арбитра качества каждый раз в выигрыше оказываются самые неразборчивые в средствах.

EFCG считает, что производителям АФИ требуется нечто большее, чем просто самоинспекция. Слишком многое поставлено на карту, и регуляторные органы должны обеспечить 4 ключевые элемента:

  • четкие и понятные законы, руководства, правила, в которых устанавливаются минимальные требования к стандартам качества;
  • систему регистрации, обеспечивающую регуляторные органы перечнями всех иностранных производителей, чьи АФИ используются в производстве лекарств в ЕС;
  • достаточное количество механизмов надзора и инспекций для обеспечения идентификации компаний, которые не соответствуют требованиям и нормам;
  • достаточно суровые санкции, которые удерживали бы компании от производства субстанций и препаратов несоответствующего качества.

Европейский директорат по качеству лекарственных средств (The European Directorate for the Quality of Medicines & Healthcare – EDQM), вероятно, является единственным агентством в Европе, которое на протяжении многих лет прилагало максимум усилий по инспектированию производственных мощностей в Азии. За 10 лет они провели около 160 инспекций производителей АФИ, и в результате более 50 сертификатов соответствия (CEP) были или отозваны или приостановлены. И во всех случаях это были производители из Китая или Индии, и ни одного – из Европы. Результаты показали, что много небезопасных АФИ – конечно же, гораздо больше, чем эти «отловленные» 50 – были использованы в производстве лекарств в Европе. Однако, в настоящий момент, их влияние на здоровье пациентов еще не известно.

Слишком мало или слишком поздно?

С декабря 2007 года ситуация начала меняться. Большинство членов Европарламента подписали декларацию о необходимости более строгого контроля за АФИ. В то же время Конгресс США подверг критике FDA за то, что она не смогла уберечь американцев от опасных АФИ. Еще до печально известного отравления гепарином в 2008 г. Еврокомиссия, EMEA и FDA предупреждали о растущей роли глобализации и необходимости принятия новых мер для борьбы с нестандартными и фальсифицированными АФИ. После более 150 смертельных случаев применения контаминированного гепарина в 2008 г. в США никто не предложил более вразумительного объяснения случившемуся, чем жадность криминальных элементов в погоне за прибылью. Однако, есть и другие аспекты этой проблемы, существование которых по какимто причинам все еще остается «незамеченным»:

  • Каждый раз, когда речь идет о серьезной глобальной угрозе – гентамицин (1994, 1999 гг.) или гепарин (2008 г.) – все несчастные случаи регистрируются в США. Неужели европейцы более устойчивы к токсичным контаминирующим веществам или это несовершенство системы сбора данных?
  • Агентства лекарственных препаратов стран ЕС не имеют информации о производителях АФИ, продукция которых импортируется в Европу, тогда как в США и Японии такие списки есть.
  • В ЕС нет механизма блокирования региональными агентствами EMEA ввоза на таможне АФИ, поступающих с заводов, на которых имели место случаи производства продукции несоответствующего качества.
  • Европейская ассоциация производителей генериков (European Generics Association) утверждает, что до настоящего времени нет доказательств присутствия фальсифицированных генериков на рынке Европы.
  • В Европе, если фармацевтический производитель уверен в несоответствии какой-то партии продукции, он должен уведомить органы здравоохранения и отозвать продукцию с рынка. Однако, если они узнают о подделках своих препаратов, то законодательства, обязующего их уведомить органы здравоохранения или инициировать процедуру отзыва препарата с рынка, нет.

Лед тронулся…

Для решения всех упомянутых выше накопившихся проблем, фармацевтическая промышленность наконец начинает работать сообща. Был создан международный консорциум – Rx-360 (www.rx-360.org), собравший вместе все звенья глобальной товаропроводящей цепочки: производителей инновационных и генерических препаратов, Восток и Запад, производителей сырья и готовой продукции, посредников, а также представителей EMEA. Первое заседание консорциума прошло в Вашингтоне 5 июня. В его работе приняли участие организации, поддерживающие данную инициативу, – EFCG и Комитет по АФИ. C 14 по 18 сентября, опять же в Вашингтоне, прошла конференция «Защита качества лекарственных препаратов в будущем: видение 2020».

Конечно, еще многое предстоит сделать, но наконец началось движение в нужном направлении. В июне 2008 г. Томас Лоннгрен (Thomas Lоnngren), Председатель EMEA сказал: «Для нас, представителей регуляторных органов по обе стороны Атлантики, это совершенно новый сценарий. Внезапно мы обнаружили, что утрачен контроль за таким важным производственным процессом».

«Промышленное обозрение», октябрь №5 (16) 2009

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

WordPress Ads
Exit mobile version