— Александр Петрович, в самом начале кризиса были опасения, что без срочных мер господдержки до 2010 года доживет не более 20% отечественных фармкомпаний. Помощь пришла?
— В кризис административно-государственная поддержка, которая и без того была в целом слаба, не улучшилась: в очереди за помощью фармпром далеко не первый. Поскольку основная часть предприятий неконкурентна, речь идет не о дополнительных инвестициях, а о существовании отрасли в целом. Мы понимаем, что уровень поддержки зависит от экономического состояния государства. Можно только завидовать иностранным предприятиям: они, если строят новый завод, то за это обычно до 60% инвестиций получают обратно от государства либо Евросоюза в виде гранта, и тратят их снова на развитие.
Но все равно некоторые российские предприятия развиваются, делая ставку на продукцию прорывного свойства: есть российские разработки мирового уровня, которые необходимо внедрять в производство. Я считаю, государство все же должно поддержать фармпредприятия, которые смогли создать GMP-производства: оно же их заставило соответствовать этим международным требованиям. Поэтому отечественные производители вправе получить компенсацию за инвестиции в модернизацию.
Многие государства, даже без высокого уровня экономического развития, успешно развивают собственные фармпредприятия, позволяют им выйти на определенный уровень. А наши старт-апы идут в неравных условиях. Международной корпорации NovoNordisk (10% национального дохода Дании от продажи инсулина, в том числе на территории России) ничего не стоит придавить наш завод как котенка. Мы же против них играем.
— Каким образом?
— «Медсинтез» с июня принимает участие в аукционах на поставку инсулинов для нужд здравоохранения Свердловской области и России. 21 тысяча больных, нуждающихся в генно-инженерном инсулине, постепенно переводится на инсулин завода «Медсинтез», и с начала 2010 года область будет закупать генно-инженерный инсулин только российского производства. Так же идут поставки в Оренбургскую область, Чувашию. В ближней перспективе — еще пять регионов России и страны СНГ. Инсулин «Медсинтеза» предлагается по цене в среднем на 20 — 30% ниже цены иностранных аналогов. Выход завода на рынок генно-инженерных инсулинов кардинально меняет расстановку сил среди поставщиков этого препарата в Россию. В 2008 году объем продаж инсулина в РФ составил 6 млрд рублей, в 2009 году, по оценке экспертов, вырастет до 8 млрд рублей. Зарубежные производители ни за что не хотят потерять такой емкий рынок. До нашего старта 98% инсулинов на рынке России составляли инсулины зарубежного производства. В будущем «Медсинтез» может закрыть потребность России в генно-инженерном инсулине на 100%.
— Что используют такие корпорации для борьбы с отечественными производителями?
— Свои огромные финансовые и лоббистские возможности. Механизмов продвижения продукции и защиты рынка сбыта у них много. Они могут себе позволить провести двухдневную конференцию в Президент-отеле для российских участников, потратив на это миллионы долларов, содержать сотни представителей на территории России, активно всем разъясняющих, какой высококачественный датский инсулин и какой плохой российский. В России же защита рынка и поддержка собственного производителя современной конкурентоспособной продукции в лучшем случае сводится к тому, что заводу хотя бы позволяют начать работать и выйти с продукцией на рынки, вот как нашему. Но даже так, к сожалению, происходит не всегда. В Орле построили завод инсулина раньше «Медсинтеза», но французская фармкорпорация Sanofi-Aventis не дала ему шансов с самого его появления. В Белоруссии завод, производящий инсулин по полному циклу, просто прикрыли по «экологическим» условиям. Таких примеров можно привести очень много.
Уберите врача от денег
— Как можно бороться с широко распространенными маркетинговыми приемами зарубежных производителей? Например, когда врач работает не на пациента, а на зарубежную фармкомпанию? Даже премьер Путин говорил недавно об этой проблеме на совещании по проблемам отрасли.
— Пока наши доктора могут быть причастны к такому бизнесу, эту цепочку не победить. Необходимо разработать госстандарты обеспечения, по которым больница должна получать все бесплатно. Когда медики сами закупают даже бинты, разброс цен — в разы. Врача надо отвести от денег, он должен заниматься лечением на стандартном наборе препаратов.
— Ряд игроков предлагает для поддержки российских производителей ввести государственные заказы сроком на пять лет в качестве инвестиций.
— Это не рыночный метод: предприятие зачахнет и не сможет жить потом в условиях рынка. Государство может, конечно, разместить госзаказ на часть продукции, чтобы предприятие не умерло и могло платить зарплату, налоги. Но такие меры господдержки надо применять очень взвешенно, точечно.
— Одним из перспективных направлений в программах импортозамещения становится приглашение зарубежных фармпроизводителей открывать в России площадки полного цикла с юридическим статусом «отечественных компаний» — с российскими регистрацией, кадрами и уплатой налогов. Это хорошо?
— Хорошо. Только во всяком хорошем всегда есть что-то плохое. Самыми крупными заводами в России уже владеют иностранцы. Предприятий с российскими собственниками очень мало. Налоги и рабочие места мы получаем. Но более перспективную инновационную продукцию иностранцы производят на своих заводах, а давно и широко известную — здесь.
— Но, похоже, это путь развития, которым уже пошел российский фармпром…
— Подчеркиваю: плохо при этом одно — российские разработки никто не внедряет. Их кладут в сейф, игнорируют. Уральский фармхолдинг один из немногих занимается продвижением российских разработок на мировые рынки, делает ставку на продукцию прорывного свойства. Мы как пылесос собираем российские разработки и внедряем их в производство. Например, Институт органического синтеза УрО РАН разработал лекарственные препараты, способные конкурировать с импортными аналогами, а по ряду характеристик превосходящие их: противовирусный препарат триазаверин, противоопухолевый лизомустин. Есть разработки антибактериального препарата широкого спектра действия — левофлоксацина. Реализация этих проектов будет иметь национальное значение: отечественная фармацевтика сегодня столкнулась с проблемой недостатка лекарственных средств российского производства для лечения сложных форм вирусных и бактериальных инфекций. Промышленное производство названных препаратов холдинг планирует наладить в ближайшей перспективе на одном из предприятий Свердловской области. По триазаверину готовимся к производству в марте. Работы идут не так активно, как раньше, но они идут, программы не свернулись, только замедлились.
Не там жмут
— Как повлияет на работу отечественных производителей новый механизм госрегулирования ценообразования на лекарственные средства? К чему приведет установка торговых надбавок на лекарства?
— Государство пытается навести порядок с ценами на лекарства. Например, цены на жизненно важные и необходимые лекарственные средства должны быть в обязательном порядке зарегистрированы или перерегистрированы до 1 марта 2010 года, а с 1 января 2011 года иностранные производители будут регистрировать цену только в рублях. Такие жесткие меры утверждены правительством 30 июля. Но Росздравнадзор меры против роста цен на рынке обратил в меры против производителя. Предприятие говорит Росздравнадзору: у нас на данный препарат складывается такая-то цена. Ведомство настаивает: ваша цена должна быть ниже. Мы поясняем: у нас отпускная цена ниже, чем на рынке. Вы не там ищете, нажмите на оптовиков. Но жать стали, как всегда, на производителя, его всегда легко увидеть и наказать. А за оптовиками чиновник не набегается.
Мы обязаны еженедельно сдавать в виде отчета Росздравнадзору данные Медсинтеза по всем накладным, поставкам огромными списками — по сути, раскрываем всю свою коммерческую информацию по поставщикам, ценовой политике, объемам производства. Мы открыты в этом плане и беззащитны, подвергаем бизнес огромным рискам, поскольку не знаем, кем и как в огромном ведомстве эта информация используется, кто имеет к ней доступ. Но подавать отчеты обязаны — с российским фармпроизводителем чиновники общаются волевым методом. Это нецивилизованный и некорректный метод.
— Есть ли перспективы для более динамичного развития отечественного фармпроизводителя?
— Для этого должны появиться серьезные законодательные, финансовые инструменты. И я уверен: государство должно хотя бы частично владеть таким стратегическим активом, как фармацевтика. А пока рассчитываем только на себя. Мы создаем на Урале один из самых крупных универсальных фармзаводов в России. План — войти в сотню крупнейших фармзаводов мира.
У «Медсинтеза» получилось прорваться на внутренний рынок с инфузионными растворами и генно-инженерными инсулинами, преодолев невероятное количество препятствий. На очереди третья группа продукции — медицинское стекло, четвертая — препараты противоопухолевые, противовирусные и антибиотики. Рассчитываем постоянно увеличивать мощность производства и выйти на значительный объем российского рынка. Объем необходимых вложений 140 млн долларов, на эту тему сейчас ведем переговоры с зарубежными инвесторами.
«Эксперт Урал» №43 (397)
Проекты на базе ООО «Завод Медсинтез» по материалам Инвестиционного портала Свердловской области
Создание линии по производству ампульных препаратов в соответствии с международным стандартом GMP EC на базе ООО «»Завод Медсинтез в г. Новоуральске Свердловской области
Создание линии по производству таблетированных и капсульных препаратов в соответствии с международным стандартом GMP ЕС на базе ООО «Завод Медсинтез» в г. Новоуральске Свердловской области
Создание линии по производству инъекционных лиофильно-высушенных препаратов в соответствии с международным стандартом GMP ЕС на базе ООО «Завод Медсинтез» в г. Новоуральске Свердловской области
Создание линии по производству инфузионных растворов в пластиковых бутылках в соответствии с международным стандартом GMP ЕС на базе ООО «Завод Медсинтез» в г. Новоуральске Свердловской области
Строительство завода по производству генно-инженерного инсулина человека в соответствии с международным стандартом GMP ЕС на базе ООО «Завод Медсинтез» в г. Новоуральске Свердловской области
