Эльдар Вагабов, аналитик ИК «ФИНАМ»
У российских производителей, несомненно, есть экспортный потенциал. Возьмем, например, ДИОД. Компания является монополистом по производству качественного дегидрокверцетина не только на отечественном рынке, но и в мире. Заключенные компанией контракты позволяют нам полагать, что ДИОД будет наращивать производство и отгрузки этой субстанции. То же самое относится практически ко всем крупным российским фармпроизводителям — Верофарм, Фармстандарт и др., которые поставляют продукцию на экспорт. В основном, это Европа и страны СНГ.
На данный момент потенциал — крайне незначительный. Есть такой термин — «экспортоспособная отрасль», который для нас пока не характерен (смотрите мои данные ниже). Для зарубежных рынков главное требование к производителям — наличие стандартов GMP, сертифицированных международными аккредитованными организациями. На внешний рынок попасть также можно через новые прорывные технологии (Ярким примером такого являются целый ряд индийских предприятий). Глобальный рынок уже занят крупными корпорациями, доля которых растет постоянно в результате слияний и поглощений.
В среднем в квартал экспортируется порядка 10% от произведенной в РФ продукции. Основным получателем нашей продукции являются страны СНГ. Причем такие страны, как Украина и Беларусь в меньше степени закупают нашу продукцию по причине развитости собственной инфраструктуры по пересекающемуся ассортименту. Поэтому, сегодня экспортная ставка делается на такие страны, как Узбекистан, Армения, Таджикистан и Казахстан. Потенциал увеличения экспорта есть. Но с имеющимся портфолию выходить на другие рынки практически не возможно. Во-первых, производство не соответствует стандартам GMP. Во-вторых, нас там никто не ждет. Конкуренция настолько жесткая, а нормативно-правовая среда настолько адаптирована под протекцию локальных производителей, что взять этот барьер – очень сложно. Перспектива одна – работать в узких нишах с инновационной продукцией, даже, возможно, с орфаными препаратами, дабы иметь уникальное предложение на других рынках.
Есть потенциал. Традиционные рынки сбыта– это СНГ. Мы сейчас достаточно активно пошли в Юго-Восточную Азию и там хорошо представлены, это Монголия, Вьетнам, Малайзия, Сингапур. Плюс есть выходы в Европу, это уже не традиционные Прибалтийские республики, но и Германия. Развивать экспорт будем и дальше.
По материалам конференции «Точки роста фармацевтического рынка«