Радужные перспективы российского фармрынка

0
Радужные перспективы российского фармрынка

Фармацевтический сектор неплохо пережил основную фазу кризиса. Об этом хором говорят как сами компании, так и эксперты. Причем рост фармрынка в последние годы превышал даже самые оптимистичные прогнозы. Эта тенденция касается не только российского рынка — это глобальный тренд. По данным аналитической компании RNCOS, среднегодовой рост мирового фармацевтического рынка в 2010-2012 годах составит около 4-7%, и к 2013 году его объем приблизится к $1 трлн. При этом драйверами, как, впрочем, и во всей мировой экономике, будут развивающиеся рынки (рост более 10% в год), в числе которых, конечно, и Россия. Несмотря на то, что фармацевтика, как весь потребсектор, зависит от таких факторов как динамика ВВП, благосостояние населения и потребрасходы, их влияние на фармбизнес довольно ограничено. Ведь спрос на продукцию этого сектора довольно стабилен — государства вкладывают огромные суммы в здоровье нации.

Драйверы роста

Действительно, в номинальном денежном выражении, согласно данным исследований DSM Group, объем российского фармрынка в 2009 году вырос на 18% (до 538 млрд рублей с НДС). Правда, в натуральном выражении, отмечает Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», на фоне негативного влияния кризиса и некоторого снижения платежеспособного спроса (в том числе в силу высокого уровня зависимости от поступлений по импорту, создававшего предпосылки для резкого роста цен на фоне ослабления рубля) объем рынка сократился на 6%. Но в первом полугодии 2010 года позитивные тенденции подтвердились: продажи лекарственных средств (ЛС) в целом по России, согласно данным Росстата, в сопоставимых ценах выросли на 5,8%, в номинальном выражении — на 12,6%.

Радужные перспективы российского фармрынка

Основной драйвер — собственно существенный потенциал роста ёмкости рынка за счет возможности увеличения потребления ЛС и парафармацевтики на фоне ожидаемого роста доходов и повышения уровня жизни. Так, на сегодняшний день объем среднедушевого потребления фармацевтической продукции в России остается сравнительно невысоким — около $82/чел. год. «В среднем это в 3-6 раз ниже аналогичного уровня, характерного для развитых стран. Мы ожидаем, что в перспективе следующих 6-7 лет данный показатель вырастет в 3 раза и составит около $230», — говорит Максим Клягин.

Государство поможет достигнуть светлого будущего?

Большие надежды у фармбизнеса на государство, так как декларируется усиление социальной ориентированности политики властей и курса на здравоохранение. «Важнейшее для наших граждан направление работы — развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики…», — говорил президент Медведев в своем послании Федеральному Собранию в конце 2009 года. С целью развития российской фармпромышленности и увеличения потребления препаратов, произведенных на территории РФ, была разработана программа «Фарма 2020», согласно которой к 2020 году объем рынка лекарственных средств в России составит 1,5 трлн рублей. Что касается импортозамещения, то, по расчетам Росздравнадзора, реальная экономия финансовых средств при замене импортных препаратов на отечественные могла бы составить 3,2 млрд руб. в год. Сейчас доля отечественных препаратов на российском рынке не превышает 25%. Причем российские препараты изготавливаются из иностранного сырья.

Основной риск в рамках протекционистских мер в рамках поддержки отечественного производителя — это снижение конкуренции и, соответственно, конкурентоспособности внутреннего производства. Однако, уверен Максим Клягин, в случае с фармой об этом речи не идет, поскольку конкурировать с импортом особо и некому. При этом определенные риски в части возможного избыточного административного регулирования сектора остаются. Несмотря на высокую социальную значимость этого рынка, важно сохранять разумный баланс и не препятствовать развитию рыночных процессов. «На наш взгляд, исключительно административное регулирование вряд ли может способствовать качественному улучшению ситуации в фармацевтической отрасли. Необходимо создавать более комфортные инвестиционные условия», — комментирует аналитик.

В рамках изменения отрасли в 2010 году также был принят законопроект «Об обращении ЛС». В целом, по мнению экспертов, внесенные в закон изменения будут способствовать росту операционных и финансовых показателей игроков рынка. Важный момент закона — регулирование предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), безусловно, внесло заметный вклад в стабилизацию ценовой ситуации. Согласно данным официальной статистики, по итогам августа 2010 года средняя стоимость медикаментов сформировалась на уровне на 4% ниже аналогичного показателя на конец 2009 года (хотя, конечно, снижению способствовали и другие факторы, например, укрепление национальной валюты, общее снижение темпов инфляции и др.)

Но ФАС пока результаты снижения цен не радуют. Как рассказал начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев, цена на различные торговые наименования (то есть конкретные марки лекарств) может отличаться в 9 раз среди отечественных препаратов и в 60 раз, если сравнивать отечественный и иностранный препарат. Нижегородцев признается, что административными мерами не получается исправлять этот дисбаланс. Иностранные компании часто отказывают ФАС в получении данных о стоимости сырья и т.д. «Мы получаем хамские ответы от офисов иностранных компаний, которые ссылаются на то, что данные о себестоимости не могут быть предоставлены, так как Россия не входит в список стран, где защищается коммерческая тайна», — говорит Нижегородцев. ФАС нацелена на то, чтобы снижать этот «градус хамства». По отношению к тем компаниям, которые отказываются от сотрудничества с госорганами в рамках правового поля РФ, будут применяться меры. Видимо, говорит чиновник, они могут отправляться на другие рынки, менее развитые, чем российский, или оставаться, например, в Европе, где фармрынок уже почти не растет. Таким образом, как мы видим, ФАС может оказать помощь и отечественным компаниям.

Ставка на собственные инвестиции и интерес инвесторов

Власти продолжают разговоры о модернизации российской экономики, о ставке на инновации. А фармсектор как раз и может стать одним из самых инновационных. Компании готовы развернуться в сторону производства высокотехнологичных препаратов, аналогов импортируемых дженериков и инновационных медикаментов. Но для этого бизнесу нужны немалые инвестиции — особенно для создания новых продуктов, ведь это связано с проведением серьезных капиталоемких клинических исследований. А объемы инвестиций в данную отрасль за последние годы остаются довольно низкими, отмечает г-н Клягин. При этом эксперт подчеркивает, что у регуляторов есть понимание проблемы. В частности, госпрограмма реформирования фармотрасли ставит одной из основных задач локализацию производства. Речь идет о создании фармкластеров при участии государства. Планируется, что за счет этого в течение 10 лет доля ЛС российского производства вырастет в 2 раза. Это, безусловно, приведет и к положительному эффекту в сфере ценообразования, говорит аналитик. Процесс локализации постепенно идет, и в нем участвуют не только российские компании. На сегодня фармкластеры создаются в Ярославской и Московской областях, в Санкт-Петербурге, Алтайском и Ставропольском краях и др. Успешность реализации этих проектов во многом зависит от региональных руководителей.

Для более активного развития локализации производств необходимо создание преференций для отечественных компаний. Как отмечает генеральный директор ЗАО «ФармФирма «Сотекс» (входит в ГК «Протек») Андрей Егоров, в частности налоговая нагрузка на локальное производство ЛС во много раз больше, чем пошлины на ввозимые ЛС (от 0 до 10%). Поэтому компании ждут поддержки от правительства в части создания благоприятного таможенного и налогового режимов.

«Нам повезло», — говорит Андрей Егоров, имея ввиду то, что «Протек» привлек необходимые для инновационного развития средства в ходе IPO. Государство сейчас, в условиях курса на сокращение бюджетного дефицита, раздавать деньги на широкую ногу не будет, хоть и есть курс на модернизацию фармотрасли. Да, есть механизмы частно-государственного партнерства для финансирования инвестпрограмм, при котором и риски складываются, и ответственность фармпроизводителей повышается. Но, как отмечает г-н Егоров, пока конкретной реализации таких проектов нет. «Мы рассчитываем только на собственные инвестиции», — говорит фармпроизводитель.

Таким образом, за счет IPO компании, чтобы не упустить этап активного роста российского фармрынка, торопятся привлечь средства для финансирования своих инвестпрограмм. В ноябре свои акции на ММВБ разместит «Фармсинтез». Причем планы у компании далеко идущие, а именно — в дальнейшем выпуск акций на NASDAQ. Не так давно довольно успешно прошли размещения акций «Института стволовых клеток человека», «ДИОДа». «Безусловно, эти компании, даже несмотря на сравнительно невысокий уровень капитализации многих из перечисленных эмитентов, весьма интересны инвесторам, что подтверждают и хороший уровень спроса в ходе размещений и неплохая ликвидность новых бумаг», — резюмирует Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».

Планы, которые стоят перед всеми компаниями: импортозамещение, выпуск инновационных ЛС, расширение портфеля собственных брендов, увеличение доли экспортной продукции на рынки СНГ и ЕС. И, как становится ясно из заявлений производителей, они серьезно настроены на такой курс. Они ждут от государства не только ужесточения регулирования рынка и законодательного контроля, но и гарантий, что их продукция будет востребована, что у них будут преференции перед иностранными производителями. Ведь если российский фармсектор сможет встать на новые рельсы, то его ждут отличные перспективы. Как прогнозируют аналитики ФЦ «Инфина», в ближайшее время велика вероятность перестановки сил на глобальном фармрынке со снижением веса США и усилением роли Китая, Индии, Бразилии, России, Мексики, Турции и Южной Кореи. И российский рынок, обладая мощным внутренним потенциалом, в случае сильной поддержки со стороны государства, может стать крупнейшим в Восточной Европе.

Финам

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

WordPress Ads
Exit mobile version