По мнению большинства участников международной конференции «Фармацевтический бизнес в России в 2011 году», рынок лекарств за текущий год может вырасти в рублях на 11-12%. По словам генерального директор ЦМИ «Фармэксперт» Николая Демидова, в 2010 году фармацевтический рынок в целом вырос на 13% в долларах (9% в рублях). Он мог бы прирасти еще более ощутимо, но теплая осень «спутала карты» и обычного для осеннего периода всплеска спроса на противовирусные препараты, которые традиционно тянут за собой весь рынок, не произошло.
По мнению Н. Демидова, на рост фармацевтического рынка в 2010 году повлияли увеличение бюджетного финансирования и отмена ограничений наценок на лекарства, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Спрос был низким, потому что аптекам приходилось думать о выживании, о прибылях речи не шло, уверен гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Потребление резко переместилось в сторону меньшего количества покупок, хотя выбор и стали делать в пользу более дорогих лекарств.
В предыдущие годы увеличение выручки происходило во многом благодаря росту цен на лекарства, но после вступления в силу с 1 сентября 2010 года Закона «Об обращении лекарственных средств» цены стабилизировались, считает исполнительный директор «IMS Health Россия» Мария Денисова.
В 2010 году доля препаратов отечественного производства увеличилась до 26-27% с прошлогодних 23%. Однако участники конференции отмечали, что рост отечественного сектора на рынке лекарств невозможен без модернизации отрасли. Как отметил исполнительный директор «НПО «Антивирал» Вадим Яцук, только внедрение инноваций может обеспечить российским компаниям лидирующие позиции на рынке. Они начали с выпуска дженериков, но быстро отказались от архаичного производства и перешли к инновационной модели бизнеса.
Стратегия «Фарма-2020» подразумевает переход отрасли на инновационный путь развития, что, по мнению авторов документа, приведет к замещению импортных препаратов, доминирующих сегодня на российском рынке, препаратами отечественного производства.
Без масштабной государственной поддержки, как финансовой, так и политической, модернизировать существующие фармацевтические заводы будет сложно. Поддержка уже обещана и закреплена в тексте Стратегии. Согласно документу модернизация на 75% будет профинансирована государством, оставшаяся часть — частными инвесторами. Финансовая составляющая является определяющей, поскольку в среднем затраты на обучение персонала и техническое перевооружение лишь одного производства могут составить от 5 до 20 млн долл.
В общем, государство готово тратить деньги на развитие современной инновационной фармацевтической промышленности, но хватит ли этих средств на модернизацию устаревших производств и строительство новых, на восстановление отечественной исследовательской базы? По данным экспертов, в некоторых отраслевых НИИ износ оборудования достигает 80-90%, а «утечка мозгов» не прекращается. Сегодня очевиден высокий дефицит квалифицированных, высокоинтеллектуальных и мотивированных кадров.
Главным событием минувшего года стало введение государственного контроля цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), которые пользуются большим спросом и больше всего влияют на снижение уровня заболеваемости и смертности. По мнению эксперта портала Pharm-Medexpert.Ru Настасьи Ивановой, появление на российском фармрынке механизма госрегулирования привело к тому, что на коммерческом рынке тенденцией стало снижение цен как на важнейшие препараты, так и на некоторые медикаменты, не попавшие в перечень необходимых. Правда, падение цен не оказалось глобальным и составило по разным оценкам от 4 до 6%. Несмотря на это, фактор снижения цен в посткризисный период стал важным катализатором продолжившегося роста фармрынка, в первую очередь, в натуральном выражении. Правда, не обошлось и без негатива — стала ниже и без того невысокая рентабельность у аптечных организаций, из-за ограничения размера оптовых надбавок пострадали дистрибьюторы, а также некоторые производители, которые не стали регистрировать свои препараты, посчитав это экономически нецелесообразным. Все это произошло, потому что прибыльность продаж лекарств снизилась. Появились и другие проблемы, в частности, госрегулирование цен привело не только к некоторому сокращению ассортимента, но и к тому, что дистрибьюторы и аптеки чаще начали закупать и продавать наиболее дорогие препараты. В результате в проигрыше остаются не только потребители, но и отечественные производители, цены которых на аналогичные медикаменты ниже, чем у зарубежных конкурентов.
Законом была изменена система регистрации новых лекарств, а также сокращены ее сроки. Сделаны попытки выровнять условия доступа на рынок для отечественных и зарубежных производителей, создать условия для увеличения доли отечественных лекарств на рынке. В идеале новый закон о лекарствах должен вывести к 2014 году российскую фармацевтическую промышленность на европейские стандарты качества.
Потенциал роста емкости фармрынка достигается за счет увеличения сегмента рынка, обеспеченного государственными деньгами (ДЛО и госпитальный сектор), а также увеличения потребления лекарств и парафармацевтики на фоне повышения уровня жизни среднестатистического россиянина. Для примера, в 2005 году россиянин в среднем тратил 58 долл. на покупку медикаментов, в 2006 году — 70 долл., в 2008 году — 67 долл. Сегодня в России потребляется лекарств на 82 долл. на душу населения в год, в то время как в странах Евросоюза этот показатель в среднем равен 200-250 евро на душу населения в год, а в США доходит до 700 долл. У отечественной фарминдустрии есть огромный потенциал для развития, поскольку доля фармрынка в создании ВВП у нас менее 1%. Для примера, в ВВП Евросоюза фарма составляет около 2%.
Определяющим для развития отрасли должно стать решение о переводе отечественных предприятий на стандарты качества GMP до 2014 года. Это не первая инициатива минздрава, однако все предыдущие попытки госорганов в 2005 и 2009 годах потерпели неудачи. Даже несмотря на увеличение срока перехода на стандарт GMP на два года (с 2012 до 2014), все отечественные предприятия будет невозможно модернизировать в такие короткие сроки. Сегодня только 10% (56 из 454) работают по стандарту GMP, еще 40% ввели его на отдельных участках, 50% даже не начинали переоборудование производств. При этом степень износа основных фондов в российской фарминдустрии составляет 60%. Очевидно, что количество компаний, которые получат лицензии на фарм производство после 1 января 2014 года, значительно сократится. Общая стоимость инвестиций в переход на международные стандарты может составить от 0,5 до 1 млрд долл. Но чтобы предприятия переходили на GMP, необходимо открыть для них выгодные кредитные линии, оказать целевую финансовую помощь.