Последних два месяца работы правительства прошли под знаменами укрепления национального фармацевтического рынка. Премьер-министр Н. Азаров заявил о необходимости строительства новых пяти фармзаводов. Для этого выделяются 1 миллиард государственных гарантий и декларируется импортозамещение лекарств, защита производителей от рейдеров и другие преференции.
И есть надежда, что все не останется на уровне лозунгов и деклараций, и что очередной миллиард из бюджета пойдет в «правильном направлении». Ведь именно сегодня власть показала способность и намерение защитить отечественного фармпроизводителя. Как пример, мы решили привести скандальную попытку захвата предприятия, которые еще в 2007 – 2010 гг. было в первых строчках основных экспортеров фармпродукции, было шестым по объемам продукции в Украине и одним из четырех производителей с полным циклом производства инсулина в мире.
Завод «Индар» — история одного захвата
В Украине официально зарегистрировано 1 миллион 185 тысяч человек больных сахарным диабетом, но, к сожалению, реальная заболеваемость, по оценке эндокринологов, в 2 раза выше. В рейтинге самых востребованных продуктов фармацевтического бизнеса инсулин занимает одно из первых мест. Если есть регулярный прием лекарства – 1 миллион 185 тысяч украинцев без всяких ограничений остаются полноценными членами общества. Если нет — диабет превращает человека в инвалида, а затем убивает.
Государственное предприятие «Индар» — производитель инсулина 28 видов. Завод по сути своей уникален во всемирном масштабе. Он является одним из четырех в мире производителей исходной субстанции – кристаллов инсулина всех видов. «Индар» был одним из пяти в Украине фармацевтических предприятий, чья продукция соответствует самому высокому мировому стандарту качества GMP. В производстве внедрялись уникальные биотехнологии и «ноу-хау» отечественной разработки. На финальной стадии находился проект создания инсулинового завода в Бразилии по украинской лицензии стоимостью в 100 миллионов долларов, и многое другое…
О значимости «Индара» для страны свидетельствует то, что 5 сентября 2007 года премьер Виктор Янукович подписал Постановление № 690-р о внесении предприятия в список объектов стратегического назначения, приватизация которых запрещена.
Как известно, 8 июля 2011 года завод был захвачен, и вместо назначенного государством руководства захватчики завели в заводоуправление… представителей оффшорной компании из Белиза! Конечно, схема рейдерского захвата типична для Украины, в нашем случае оказались нетипичны только средства «решения вопроса» и стратегический статус предприятия, подвергшегося рейдерской атаке.
Итак, государственное предприятие «Индар» в свое время входило в состав государственной акционерной компании «Укрмедпром». Тогдашний глава ГАК Олег Бирюков искусственно создал небольшую задолженность своей компании перед коммерческими предприятиями – погасить долг было решено почему-то за счет… уступки «Индара».
Эстафету сотрудничества с рейдерами из Белиза активно подхватил пока еще действующий руководитель ГАК Валерий Иваненко, который в унисон с белизкими собственниками сопровождает все судебные процессы «Укрмедпрома». Он забывает вовремя подать апелляционные жалобы, отказывается от кассаций и подписывает понятийные соглашения с гражданином Игорем Сало, передавая все государственные активы ему за вознаграждение!
По факту хищения государственного имущества Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело. Верховный суд Украины вынес решение о незаконности отчуждения акций. Следственную комиссию создала и Верховная Рада, причем, ее члены потребовали вернуть в госсобственность «незаконно украденный у государства «Индар». Наконец, еще раз, 19 сентября 2011 года Хозяйственный суд Киева принял решение, где прямо признал незаконность действий Storke Holdings Limited, и потребовал вернуть государству украденные акции.
Однако все эти открыто признанные нарушения закона и здравого смысла, которых с лихвой хватило бы на дюжину жестких приговоров, совершенно не пугают маленькую фирму из гордого независимого Белиза. Представитель Storke Holdings Limited с яркой южноамериканской фамилией Грабарчук и не менее экзотическим именем Света, несмотря на отсутствие необходимых документов и колоссальный скандал в прессе, сумела подтвердить свои права собственности на казенное предприятие в Госкомиссии по ценным бумагам. Другой белизец – назначенный Storke Holdings Limited «директором» Евгений Кононенко, вполне в традициях какой-то «банановой республики», 8 июля незаконно вызвал на государственный завод роту «Беркута», выбросил назначенных государством менеджеров, поставив руководить производством доверенных людей. И, несмотря на все запреты и решения судов, зарегистрировался как «директор» в Дарницкой районной госадминистрации.
Как следствие, мы имеем такой вот неутешительный баланс: государственный пакет акций стоимостью около 74 млн. грн. украден у государства Украина на основании договора переуступки долга и переоформлено на третью компанию на основании договора дарения. За его акции новые «собственники» заплатили в конечном итоге… 48 тысяч гривен! Профит.
«Производство стоит, и люди будут просто гибнуть»
Тем временем, первые последствия происшедшего на предприятии переворота начали чувствовать на себе потребители лекарств. 2 ноября Галина Литвиненко, президент общественной организации «Украинский диабетический союз», больная сахарным диабетом, открыто заявила о возникшей проблеме: «Мы знаем прекрасно — производство инсулиновой субстанции стоит. Неправда, что завод работает, как надо. Разливался инсулин тот, что был изготовлен при предыдущем руководстве. Без инсулина у человека больного нет жизни», – заявила Литвиненко.
Следом за украинскими диабетиками, забеспокоились и иностранцы. 20 сентября 2011 года Торгово-промышленная палата Рио-де-Жанейро (Бразилия), где реализуется проект по созданию бразильского инсулинового завода по украинской технологии, направила официальное письмо в адрес Кабминета министров Украины: «ЗАО «Индар» в лице доктора биологических наук, профессора Алексея Лазарева как основного носителя «ноу-хау» и технологии производства рекомбинатного инсулина в связи с чем у бразильской стороны возникает вопрос правомерности представления интересов официальными лицами ЗАО «Индар» и их способности выполнять взятые на себя контрактные обязательства».
Заказ иностранных конкурентов?
Нынешний захват «Индара» и остановка производства собственного инсулина имеют признаки заказной акции, предпринятой в интересах иностранных производителей инсулина. Уже не первый год принадлежащий государству «Индар» вытесняют с рынка поставок государством инсулина больным. Приведем лишь несколько доказательств.
Во-первых, начиная с 2004 года, руководители Минздрава всеми силами способствовали сокращению закупок украинского инсулина и закупкам на порядок более дорогих импортных лекарств. Если в 2003–м году отечественный инсулин занимал по объемам продаж 75% отечественного рынка, то в 2009-м – всего 30%. Причина по-украински банальна – откаты дорогих импортных лекарств. В 2010 году областное управление Минздрава Кировоградской области закупило импортный инсулин в картриджной форме по цене 792 гривны за упаковку.
Отечественный аналог этого лекарства обходится в 160 гривен – в 5 раз дешевле! Только откатами можно объяснить факт совершенно разных объемов закупки украинского инсулина регионами. Согласно данным Минздрава Украины, Харьковская область закупает порядка 35% отечественного инсулина, объясняя это потребностями пациентов в импортных лекарствах. В то время как многие другие области, например Херсонская, на 90% закупают украинский инсулин. В обеих областях качество реализации программы «Сахарный диабет» и качество медобслуживания диабетиков по данным Минздрава на одном и том же уровне! Анализ соответствующих финансовых документов Кабмина показывает, что для полного обеспечения больных диабетом в 2003 году на закупку инсулина государственные органы потратили 113,3 млн.грн, в 2004 году — 165,8 миллиона гривен. В 2007 – 174,7 млн. грн. В 2008 – 234,7 млн.грн. В 2009 – 394 млн.грн. В 2010 – 458 млн. грн. В 2011 – 512 млн. грн.
Бюджет на закупки инсулина государством вырос за 5 лет на 300 %, а общее количество получателей лекарства — лишь на 5 %! Очевидно, что остановка производства на «Индаре» потребует от государства снова увеличить бюджет закупок в 2012 году, чтобы оплатить поставки импортных лекарств.
Во-вторых, как было сказано выше, к инсулину вырабатывается определенное привыкание. И чтобы заставить больных перейти на зарубежные лекарства чиновниками и недобросовестными бизнесменами использовался весьма жестокий способ – на длительный срок по неким причинам исчезал из оборота украинский инсулин, и на волне ажиотажного дефицита инсулина проводили экстренные закупки импортных лекарств. Ситуация полностью совпадает с происходящим сейчас на «Индаре». Создавая проблемы «Индару», на рынок инсулина выходят конкуренты.
В-третьих, нынешний формальный «директор» «Индара» Е.Кононенко является по своей профессии не врачом, не биохимиком и не фармацевтом – он профессиональный ликвидатор предприятий. В Харькове г-на Кононенко связывают с группировкой «авторитетных» бизнесменов Игоря Сало и Геннадия Хорунжего. Именно Кононенко был ликвидатором государственных предприятий фармацевтической промышленности «Здоровье народа» и «Опытный завод Государственного центра лекарственных средств», входивших в состав Государственной акционерной компании «Укрмедпром». В результате искусственных банкротств (надо отметить, что банкротства в фармацевтической промышленности – крайне редкий случай) учредителями этих отобранных у государства предприятий стали Сало и Хорунжий.
Тревогу больных сахарным диабетом в Украине может успокоить только одно – восстановление четкой и полноценной работы «Индара» по производству украинских инсулинов. Инсулиновый кризис и выступление общества больных сахарным диабетом должно вызвать адекватную реакцию властей по существу дела. При этом возникает впечатление, что государство пока просто разучилось работать на упреждение решения социальных проблем…
Юрий Бутусов