В России только половина фармпредприятий жизнеспособны

0

Правительство обсудило проект стратегии лекарственного обеспечения населения до 2025 г. Поставлена задача резко увеличить объемы производства отечественных медикаментов.
Сегодня доля импортных лекарств составляет 80%. «Важно насытить рынок отечественными медикаментами, повысить их качество и сдержать на них цены», – заявил Дмитрий Медведев.

Стандарты GMP на фармацевтическом производстве
Стандарты GMP на фармацевтическом производстве

В России действует 525 лицензированных фармпредприятий. По оценкам экспертов, жизнеспособны не более половины. Остальные не выдержат свободной (в условиях ВТО) конкуренции с зарубежными гигантами. Перспективным сценарием выживания отрасли считается привлечение зарубежных компаний для производства лекарств на территории РФ. Многие иностранные фирмы сами стремятся обосноваться у нас. Однако возрождению российской фармацевтики это не поможет – все препараты иностранцы выпускают на основе своих лицензий и технологий. Очевидно, разумнее строить собственные фармацевтические заводы. Сегодня импортные лекарства с момента ввоза до попадания на аптечный прилавок накручивают в цене от 70 до 300%. Производитель, оптовик, розница – все стремятся урвать свое. Проблема еще и в том, что иностранные производители больше всего представлены в ДЛО (программе дополнительного лекарственного обеспечения льготников) – доля их препаратов составляет в ней 92%. Замена импорта на российские лекарства сможет сдержать рост цен и сэкономить бюджетные средства. Не говоря уже о том, что этого требует национальная безопасность – нельзя зависеть от благосклонности швейцарцев, французов или немцев.

Однако реально ли отказаться от импорта? Пока нет! За рубежом на создание нового препарата расходуется $3-11 млрд. У нас новые лекарства сегодня вообще не разрабатываются. В лучшем случае так называемые дженерики – непатентованные препараты, воспроизводящие оригинальные бренды. Субстанции для их изготовления, как правило, закупаются в Китае, Индии, Вьетнаме. Эти страны, по данным ВОЗ, являются основными поставщиками фальсификатов.

«Одно дело таблетка, другое – субстанция, – говорит директор Института клинической фармакологии, академик РАМН, профессор Владимир Кукес. – Таблетку можно сделать в каком-нибудь подвале в Мытищах. А вот, скажем, антибиотик или лекарство от рака зависят от составляющей их субстанции, и в разных странах их производят по-разному. Одни препараты лечат определенное заболевание, но вызывают тяжелые побочные эффекты. Пока еще большинство таких препаратов делается за рубежом. Там вначале его изучают, выявляют побочные эффекты, и, если, что не так, то не регистрируют. Сейчас у нас есть несколько фармпредприятий, например, в Черноголовке, которые научились синтезировать субстанции и работают не хуже зарубежных».

Однако пока таких «передовиков» у нас мало. Есть и еще одна проблема, требующая безотлагательного решения. Очень часто люди, имеющие право на ДЛО, не могут получить тот или иной бесплатный препарат. В последнее время нередки случаи, когда участковые врачи отказывают льготникам в выписке рецептов, потому что необходимых лекарств попросту нет в аптеке. Те, кто ждать не может, вынуждены покупать лекарства по завышенным ценам.

Сегодняшняя практика крайне запутана и неэффективна. Участковый терапевт составляет пофамильную заявку и передает их завотделением районной поликлиники, тот – своему руководству. Из поликлиники заявки поступают в горздрав, облздрав, в Москву. Похоже, все специально так запутано, чтобы никто не смог понять, куда на самом деле идут деньги. Эту бюрократическую практику изобрели не врачи, а чиновники Минздрава. Тем не менее, крайними они, похоже, решили назначить главврачей поликлиник, которых уже стали за это увольнять. С больной головы – на здоровую! При таком подходе о наведении порядка в сфере лекарственного обеспечения остается только мечтать.

Источник: Мир Новостей


НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

WordPress Ads
Exit mobile version