Жесткая конкуренция со стороны дженериков

0

Петра Даниелсон-Вейл, региональный президент Pfizer, регион развивающихся рынков — Европа, Россия, Индия и Турция, ответила на вопросы Яны Рождественской, корреспондента газеты Коммерсантъ:

Петра Даниелсон-Вейл

— По вашему мнению, насколько сейчас сильна конкуренция с производителями дженериков? В течение последнего года конкуренция усилилась или, наоборот, ослабла? По вашему мнению, как будет развиваться этот тренд в будущем? Как вы ведете себя в данных условиях?

— Рынок препаратов общей терапии меняется по мере того, как оригинальные лекарственные средства теряют патентную защиту. В то же время для того, чтобы новые препараты могли быть зарегистрированы, они должны отличаться от лекарственных средств, имеющихся на рынке. Наша бизнес-модель заключается в разработке новых лекарственных препаратов, которые в течение некоторого времени находятся под патентной защитой. По мере того, как наши продукты теряют такую защиту и в результате конкуренции со стороны дженериков цена на них снижается, мы создаем новые препараты. И цикл повторяется. Мы предполагаем, что ценовое давление будет продолжаться во всех странах мира в связи с возрастающими запросами в сфере здравоохранения, а также усилиями органов власти по сокращению роста затрат на здравоохранение.

— Аналитики называют одной из проблем недостаток новых хорошо продаваемых лекарственных средств. Согласны ли вы?

— В последнее время сфера исследований и разработок столкнулась с рядом серьезных изменений, вызовов и задач. Например, отмечается увеличение регуляторных барьеров, рост стоимости клинических исследований, увеличение количества людей преклонного возраста, а также усугубляющаяся тяжесть заболеваний. Для того чтобы заблаговременно ответить на эти вызовы, Pfizer приступил к реализации полномасштабной всесторонней стратегии, и сейчас мы находимся в середине этого пути. Мы повышаем качество нашего лекарственного портфеля и показатели эффективности исследований, одновременно сокращая сроки разработки лекарств и снижая общие затраты.

— По вашему мнению, как сейчас на рынке обстоят дела с исследованиями и разработками? Какие хорошо продаваемые лекарства недавно вышли на рынок или находятся в процессе разработки?

— В 2012 году в США было зарегистрировано пять важнейших новых препаратов компании Pfizer, в том числе лекарственное средство для профилактики инсульта и фибрилляции предсердий, наилучший в своем классе ингибитор янус-киназы для лечения ревматоидного артрита, два продукта для лечения рака, а также препарат для борьбы с болезнью Гоше.

Адефеми Аденуга, аналитик по промышленной динамике GlobalData (США), добавляет:

Адефеми Аденуга
Адефеми Аденуга

Крупные международные фармацевтические компании все чаще вынуждены сокращать свои расходы, чтобы повысить свою эффективность и прибыльность. Причины этого ненадуманные: потеря значительных доходов из-за истечения сроков патентов их лекарств-блокбастеров, жесткая конкуренция со стороны производителей дженериков, ценовое давление в Европе и падение эффективности и инновационности научно-исследовательской деятельности (R&D).

Лекарства, такие как Prozac (Fluoxetine), Mevacor (Lovastatin) и Lipitor (Atorvastatin), исторически вносили большой вклад в годовые доходы Eli Lilly, Merck и Pfizer. Следовательно, истечение сроков патентов привело к снижению доходов этих компаний. Продажи препарата Lipitor компании Pfizer упали на 59%, с $9,6 млрд в 2011 году до всего лишь около $4 млрд в 2012-м, тогда как Sanofi, другая компания, пострадавшая от истечения патентов, сообщила о том, что упущенный сбыт из-за конкуренции с дженериками составил в 2012 году более ?1,3 млрд ($1,8 млрд).

Истечение сроков патентов идет полным ходом, и производители дженериков используют эту возможность для своей выгоды, перехватывая доходы у компаний-разработчиков. Производители дженериков не несут относительно высоких расходов компаний-разработчиков на развитие, не вынуждены принимать участие в длительных клинических испытаниях. Таким образом, они могут использовать свои значительные производственные возможности для быстрого производства и продажи дженериков-блокбастеров по более низким ценам — часто на 70-80% ниже, чем брендированные продукты.

Кроме того, инновации сейчас не столь часты, как это было 20 лет назад, это отражается в снижении на 34% числа новых молекулярных субстанций (NME), одобренных Управлением по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA),— с 41 в 1997 году лишь до 35 в 2012-м. Также число одобренных заявок на регистрацию новых лекарственных средств (NDA) и заявок на получение лицензии на биологические препараты (BLA) снизилось на 17,1% за последние шесть лет.

Помимо этого европейский финансовый кризис привел к сокращению государственных затрат на здравоохранение по всему миру. Следовательно, фармацевтические компании находятся под ценовым давлением со стороны правительств.

Следовательно, нет ничего удивительного в том, что многие фармацевтические компании прибегают к стратегии сдерживания издержек, в том числе увольнениям, сокращениям менее продуктивных подразделений и избеганию рискованной сферы терапевтических средств. Недавно американская компания Amgen объявила о своих планах уволить 157 сотрудников из штаб-квартиры только к концу апреля 2013 года, реорганизовать научно-исследовательскую деятельность и снизить накладные расходы. Другие, например Pfizer, который сейчас пытается продать свое ветеринарное подразделение, сокращают некоторые из своих подразделений и переориентируются на более продуктивные сегменты.

По мнению GlobalData, сдерживание издержек будет продолжать играть важную роль в финансовых показателях фармацевтических компаний. Причина этого прежде всего в том, что число возможностей роста прибыли фармацевтических компаний, включая развивающиеся рынки и производство дженериков, в нынешних условиях ограничено. Следовательно, логично сокращать расходы, если продажи падают или остаются на прежнем уровне.

Источник: www.kommersant.ru


НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

WordPress Ads
Exit mobile version