Когда мы начинали, претендентов создания фармкластеров еще не было

0

Считается, что кластерный подход один из наиболее успешных в области создания и внедрения высокотехнологичных разработок. Алтайский биофармкластер, созданный в Бийске в 2008 году, зарождался тогда, когда в России еще не было положительных прецедентов развития подобных структур. О том, как стать успешным пионером в своей сфере, и почему работать в кластере выгодно для предприятий, рассказал исполнительный директор кластера Дмитрий Белоусов.

ПЕРВЫЙ В СВОЕМ РОДЕ

Дмитрий Белоусов
Дмитрий Белоусов

— В этом году Алтайский биофармкластер будет праздновать уже шестой день рождения. Дмитрий Александрович, расскажите, с чего все начиналось?

— Когда разрабатывалась стратегия развития Алтайского края и Бийска мы поняли, что наши предприятия, которые функционируют в области фармацевтики и биологически активных добавок, связаны между собой. В то время мы, конечно, слышали про кластеры, но прецедентов создания их в России еще не было. Поэтому, прежде чем создать что-то новое, наши специалисты изучили опыт развития кластеров во Франции и Бельгии. Там мы обращали внимание буквально на все: создание кластерной структуры, способы ее финансирования, компетенции предприятий, организация взаимодействия предприятий в рамках структуры. И только после всего этого по инициативе  Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина 3 июня 2008 года мы приняли решение о создании некоммерческого партнерства «Алтайский биофармкластер» и через два месяца зарегистрировали его.

— Сложно ли было убедить предприятия, что им нужно войти в состав кластера?

— Костяк нашего кластера составили предприятия, которые входили в холдинг НПК «Алтай», где уже было все связано. Вторая группа — предприятия Бийска — также тесно сотрудничали друг с другом. Ну а на третьем этапе мы подтянули предприятия Алтайского края. Таким образом, ядро кластера было сформировано благодаря уже имеющимся связям, поэтому и сложностей с созданием кластерной структуры не возникало. Сегодня якорными и ведущими предприятиями являются ФНПЦ «Алтай», «Эвалар», «Алтайвитамины».

— Какие принципиальные изменения произошли в работе кластера за шесть лет?

— Когда мы начинали работу, в России еще не было единых кластерных проектов, то есть у нас не было поддержки государства на федеральном уровне. По сути, в то время даже на федеральном уровне понятие кластера не было обозначено. Сегодня с этим стало проще. Существует понятие кластера, существуют определенные законодательные акты, работают несколько региональных программ.

УНИКАЛЬНЫЕ РАЗРАБОТКИ

— Какие разработки вы ведете в рамках фармкластера?

— Сейчас в рамках кластера ФНПЦ «Алтай»  работает над клиникой и доклиникой препаратов, «Эвалар» реализует проект по строительству нового цеха по производству биологически активных добавок и лекарственных средств. Кроме того, сразу несколько предприятий разрабатывают проекты в рамках региональной программы по переработке продукции пантового оленеводства, занимаются производством сухих напитков. Здесь нас поддерживает региональная целевая программа «Развитие комплексной переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае». В ее рамках идет компенсация затрат на  приобретение оборудования, в планах такая компенсация затрат на научную деятельность.

На сегодняшний день уже завершен проект по технологии получения декстраналя –средства доставки лекарств в организм человека. Совместно с томским Институтом физики прочности и материаловедения разработаны  новые сорбирующие материалы с антисептическими свойствами.

Кроме того, уже завершен проект по производству кристаллического глиоксаля. Этот проект был очень важен и интересен для нас, потому что у глиоксаля огромный спектр применения – от пищевой до оборонной промышленности. Для фармкластера он интересен тем, что может быть использован в синтезе почти 20 фармацевтических субстанций в качестве прекурсора.

— Насколько перспективны рынки БАДов и фармацевтики в России?

— По объемам производства среди фармацевтических кластеров России мы занимаем первое место. В 2012 году предприятия кластера реализовали продукции на 14,7 миллиардов рублей, а в 2013 году — на 16,1 миллиарда рублей. Я считаю, что в условиях мирового кризиса это очень неплохой результат. По моему мнению, залог нашего успеха в том, что мы выбрали очень перспективное направление. Особенно это касается рынка БАДов. Судите сами, в России  только около двух процентов населения потребляет биологически активные добавки, в Европе — больше 60 процентов населения, в США — больше 80 процентов, а в Японии почти 90 процентов. Поэтому я могу с полной уверенностью сказать, что рост на этом рынке будет значительный. Кроме того, конкурентоспособность нашей продукции очень высокая.

Конечно, в приоритете российский рынок. Однако регулярно поставляем нашу продукцию и на рынки стран СНГ, и в Европу. Недавно «Эвалар» осуществил выход на рынок США, я считаю, что это серьезный шаг для развития. Конечно, пока непонятно, как отразится на экспорте ситуация на Украине: все зависит от того, какие санкции будут введены.

— Какие проекты вы планируете реализовать в будущем?

— Проектов и задумок у нас очень много. Но я бы выделил три наиболее крупных и значимых для нас. Так, одним из крупных и перспективных проектов — строительство цеха по производству натуральных лекарств и биологически активных добавок «Эвалара». Этот масштабный проект компания намерена завершить к 2017 году. Причем, строительство ведется за счет собственных средств «Эвалара». Также мы планируем на основе декстраналя реализовать еще несколько проектов. Я пока не буду говорить конкретные названия, но могу сказать, что это будет целая линейка препаратов. Кроме того, мы намерены активно развивать пантовое направление. Я считаю, что на сегодняшний день это одна из самых перспективных отраслей производства профилактической продукции, при решении некоторых ее проблем. По всем трем перечисленным направлениям уже есть конкретные заделы.

СЕКРЕТ УСПЕХА

— Какие преимущества имеют предприятия, которые входят в алтайский биофармкластер?

— На самом деле плюсов довольно много. Во-первых,  мы совместно участвуем в крупнейших российских выставках, которые носят международный статус. Понятно, что для крупнейших предприятий кластера — участие в выставках не проблема, но для малых предприятий это затратное дело. Во-вторых, мы постоянно проводим совместное обучение, а при участии в больших проектах, крупные предприятия выбирают себе в «помощники» своих малых коллег по кластеру. И, конечно, наши предприятия участвуют во всех региональных программах поддержки.

— Алтайский биофармкластер является одним из лучших кластеров в России. Как этого удалось добиться?

— Я думаю, что секрет нашего успеха в том, что с одной стороны, мы изначально подбирали предприятия, которые занимают лидирующие положения в России, а с другой стороны, мы грамотно выстроили кооперацию и механизм продвижения в рамках кластера. Это и дало мощный синергетический эффект, как говорят экономисты. Кроме того, мы не замыкаемся только на себе и продолжаем изучать опыт работы других кластеров. К примеру, мы сотрудничаем с Пущинским, Обнинским кластерами, а также с кластером, который размещен в Кольцово.

— А как предприятия взаимодействуют в кластере между собой?

— Они совместно реализуют проекты в рамках федеральных целевых программ. К примеру, головное предприятие нанимает малые предприятия для выполнения определенных работ. Мы проводим научно-практические конференции, где происходит обмен опытом. У нас идет постоянный обмен идеями, проектами и предприятия подтягиваются друг к другу.

В настоящее время мы не ведем работу по привлечению дополнительных предприятий в кластер, но если кто-то к нам обращается, мы рассматриваем предложение и, как правило, одобряем его. Отказов у нас пока не было. Но насильно мы никого в фармкластер загонять не будем. Это наша позиция.

Масштабные проекты Алтайского биофармацевтического кластера

Цех по производству твердых лекарственных форм

Строительством цеха по производству биологически активных добавок и лекарств занимается компания «Эвалар». Ввод в эксплуатацию цеха намечен на 2017 год, а общий объем инвестиций – в 3 млрд рублей.

Производственный корпус будет оснащен оборудованием Германии, Италии, Англии. Строительство цеха площадью 3 га уже ведется на территории действующего производства за счет собственной прибыли «Эвалара».

Производство антисептических повязок

Повязки предназначены для лечения инфицированных ожогов II и IIIБ степени, гнойных и инфицированных ран, хронических ран (венозные и диабетические язвы, пролежни, рожистые воспаления). По эффективности антимикробного действия и ранозаживляющему эффекту разработанные повязки будут превосходить лучшие мировые образцы. Эффект от использования повязок сравним с открытием пенициллина в 1943 году, отмечают разработчики.

Повязки не содержат антибиотики и не оказывают токсического эффекта на рану и прилегающие ткани. Кроме того, при длительном применении они не вызывают аллергии. Также повязки должны минимизировать образование рубца, снижать болевые ощущения.

Производство кристаллического глиоксаля

Глиоксаль является высокоактивным химическим соединением, используемым в широком спектре материалов практически всех отраслей промышленности: оборонной, химической, фармацевтической, строительной, сельскохозяйственной и других. Получение глиоксаля в виде кристаллов позволяет увеличить эффективность его применения в технологиях получения большого количества материалов стратегического назначения.

В настоящее время производство кристаллического глиоксаля ведется в шести странах: Германия, Финляндия, США, Мексике, Японии и Франции. Технологии производства вещества во всех упомянутых странах запрещены для экспортирования из-за стратегической важности продукта.

Производство окисленных декстранов

Декстраны имеют широкую область применения: фармацевтическая, пищевая, косметическая промышленность. Появление на рынке окисленного декстрана по доступной цене позволяет инициировать несколько десятков проектов по созданию технологий применения продукта, в том числе и проектов по получению фармсубстанций и лекарственных препаратов. Потребителями окисленных декстранов будут фармацевтические компании, специализирующиеся на производстве антибактериальных препаратов, средств для наружной терапии заболеваний кожи и роговицы.

В состав Алтайского биофармкластера входят:
НПК «АЛТАЙ»
ОАО «ФНПЦ «Алтай»
ЗАО «Эвалар»
ЗАО «Алтайвитамины»
ОАО «Востоквит»
ООО «АЛМА»
ЗАО «Бальзам»
ЗАО «Бахташ»
ООО «ПКФ «Две линии»
ООО «КиТ»
Группа компаний «Пантопроект»
ООО «Специалист»
ООО «ТММ»
ООО «Алтамар»
ФКП «Бийский олеумный завод»
Компания «МАЛАВИТ»
ООО «ЮГ»
ООО НПФ «Алтайский букет»
ООО «АНГАРА-РЕАКТИВ»
ООО «Алтайский лен»
ООО «Доктор Корнилов»
ИПХЭТ СО РАН
БТИ (филиал) АГТУ
АГУ

Источник: Политсиб.ру


НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

WordPress Ads
Exit mobile version