Российская вакцина против вируса Эбола успешно прошла доклинические испытания, и ее можно применять. Об этом заявила глава Минздрава России Вероника Скворцова. Сейчас российские медики ожидают сертификации от Всемирной организации здравоохранения, после чего готовы будут оказать помощь своим зарубежным коллегам в борьбе с лихорадкой. Подробности в материале корреспондента «Вестей ФМ» Татьяны Григорьянц.
Почти 200 экспертов со всего мира собрались накануне в Женеве, чтобы рассмотреть 8 новых экспериментальных препаратов против вируса Эбола и двух вакцин. Среди представленных экземпляров есть и российский вариант, который уже успел пройти доклинические испытания. И довольно успешно, отмечают в Минздраве, добавляя, что вакцину вполне можно применять для лечения заболевших лихорадкой с надеждой на успех, как это делается с зарубежными аналогами.
Несмотря на то, что вирус был открыт почти 40 лет назад, от него до сих пор не существует зарегистрированных лекарств, замечает директор Научно-информационного центра по профилактике и лечению вирусных инфекций Георгий Викулов. «В настоящее время специфического лечения, вакцинопрофилактики, а также противовирусных препаратов, не существует на нашей планете. То есть, они не разработаны. Создание вакцины — это не то же самое, что испечь пирог. Это многостадийный, сложный и дорогостоящий очень непростой путь сначала до клинических испытаний, а потом до клинических исследований».
Меж тем, медицинское сообщество мира не дремлет. Полным ходом идет поиск заветного лекарства. Среди препаратов, на которые возлагают большие надежды, есть и такой, что состоит из плазмы пациентов, победивших инфекцию. Исследователи считают, что кровь таких людей обладает антителами, которые могут помочь справиться с ней другим инфицированным. Впрочем, ВОЗ требует от разработчиков дополнительного изучения вопроса. Ведь до сих пор не ясно, содержится ли в плазме достаточное количество антител, чтобы излечить.
Второй препарат, наделавший много шума — Zmapp, коктейль из трех гибридных моноклональных антител, полученных от инфицированных мышей и людей. Препарат показал отличные результаты на обезьянах, которых удалось вылечить спустя пять дней после инфицирования. В то же время, есть сложность — на данный момент существуют всего десять доз препарата, и создать больше до конца 2014 года не получится.
Третий препарат — гипериммунная сыворотка, полученная после иммунизации животных вирусом Эбола. Выделенные таким образом антитела могут нейтрализовать различные подтипы вируса Эбола в течение 48 часов после инфицирования, что доказали тесты на приматах. Но и эту сыворотку в массовом масштабе не смогут изготовить раньше середины 2015.
Наконец, ВОЗ не исключает возможность использования для борьбы с опасным вирусом интерферонов, уже одобренных для лечения, например, хронического гепатита и множественного склероза. Однако, опыты на животных этих доступных препаратов не были очень убедительными. Задачу для медиков усложняет и то, что вирус активно мутирует, отмечает вирусолог Валерий Шмунк. «Вирус Эбола нельзя назвать прям уж сильно изменчивым, он достаточно устойчив. То есть, его вариабельность, грубо говоря, патогенная изменчивость, намного ниже, чем, скажем, у вируса гриппа, который тоже содержит РНК. Конечно же, вирус будет меняться, потому что это его неотъемлемое свойство».
Но тот факт, что вирус мутирует — это даже хорошо, продолжает эксперт, потому как первые штаммы были гораздо опаснее для человека, нежели сегодняшние. Постепенно вирус перестает убивать, переходя просто в хронические формы. И это легко объясняется, говорит Шмунк. «Вирусу выгодно как можно дольше присутствовать в популяции, в данном случае человека. И распространяться. А как же он будет распространяться, если он будет только лишь убивать людей? Ему нужно как можно больше заразить. Поэтому, конечно, он будет мутировать именно в сторону ослабления своей смертельности, летальности. К 2017-2018 году, совершенно точно, даже не особо напрягаясь, так сказать, вакцина будет сделана. Но в связи с тем, что, видимо, сейчас резко повысят финансирование — наверное, и раньше».
Стоит отметить, что мировыми фармацевтическими компаниями было получено специальное разрешение использовать разрабатываемые препараты сразу непосредственно на заболевших. Правда, необходимы доклинические испытания на животных. Такое правило Всемирная организация здравоохранения установила, признав вспышку лихорадки в Западной Африке чрезвычайным событием. На данный момент жертвами вируса Эбола стали почти 2000 человек.