Сергей Цыб обсудил с российскими и международными экспертами вопросы новых инвестиционных возможностей и перспективы развития рынка медизделий

0

12 ноября 2014 года в рамках проходящей в Дюссельдорфе 46-й Международной выставки MEDICA 2014 состоялась стратегическая сессия «Российский рынок медицинских изделий: падение вверх», в которой приняли участие более 100 зарубежных и российских специалистов.

IMG_2149 Medica 2014

На сессии обсуждались вопросы новых инвестиционных возможностей в отрасли, перспективы развития рынка, в том числе основные точки роста на ближайшие 5 лет, стимулирование развития индустрии через ограничение доступа на рынок импортных медизделий, локализация производства медизделий, возможности экспорта товаров российской медпромышленности.

Как отмечалось на сессии, глобальный рынок традиционно показывает устойчиво-постоянный рост, но с достаточно низкой динамикой – порядка 3-5%, по прогнозам к 2020 году с такой динамикой рынок может составить около $500 млрд. Российский рынок растет намного более быстрыми темпами, которые обозначаются двузначными величинами: в прошлом году рынок составил почти $6,5 млрд в денежном объеме и рос он со скоростью более 10% в год на протяжении последних пяти лет. Конечно, это обусловлено и низким стартом и, прежде всего, массивными государственными вливаниями в индустрию здравоохранения в последние годы.

Масштабное переоснащение здравоохранения, по словам участников дискуссии, вызвало некоторый спад в 2011-2012 годах, но Минпромторг России прогнозирует возврат к нормальным цифрам роста рынка (11-12%) уже в следующем году.

Российский рынок на сегодняшний день занимает 13-е место по объему среди всех мировых рынков медицинских изделий и имеет потенциал для роста – в 6 раз. По прогнозам экспертов, уже к 2020 году произойдет удвоение объема рынка медизделий в России.

Сейчас крупнейшие сегменты рынка составляют средства лабораторной диагностики, диагностической радиологии, изделия для реанимации, хирургии, стоматологии – они превышают половину объема рынка. В перспективе эта ситуация будет меняться.

Порядка 12% составляет частное потребление медицинских изделий, остальное – это в том или ином виде государственные закупки медицинских изделий. По состоянию на 2013 год 83% составлял импорт медизделий и 17% – отечественные (по данным государственных закупок).

Несмотря на то, что крупнейшим мировым производителем медицинских изделий являются США, в России лидирующие позиции занимает Европа. Из США на российский рынок поставляется примерно 20%; из Китая, который постоянно укрепляет свои позиции – около 10%, Японии – порядка 7%. Локализация происходит не только в самых высокотехнологичных сегментах, но и по всему спектру оборудования.

На госзакупки приходится 88% рынка. В большинстве случаев медицинские изделия, медицинское оборудование приобретается путем проведения электронных аукционов на аккредитованных электронных торговых площадках, причем эти закупки на сегодняшний день в подавляющем большинстве децентрализованы. Хотя есть примеры, когда закупки медицинских изделий централизуются на уровне отдельных регионов (в Москве, в Татарстане) и в отдельных областях. Но это пока, скорее, исключение.

Докладчики отмечали, что инфраструктура в стране развивается стремительно, при этом поддержка инноваций в России находится в общемировом тренде, когда крупные компании начинают аутсорсить и покупать более мелкие компании. Есть и адресная поддержка на создание инновационной продукции. Возможно, вектор будет перенаправлен именно на малые и средние предприятия, которые в нашей индустрии традиционны.

На сессии выступил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Цыб, возглавляющий российскую делегацию, который подробно остановился на вопросах промышленной политики в России.

«На протяжении последних пяти лет мы последовательно и планомерно проводили и проводим государственную промышленную политику в области развития медицинской промышленности в России. Началось все с того, что это стало приоритетом для развития страны в целом в части несырьевых отраслей экономики. Основная цель промышленной политики заключается именно в снижении зависимости от сырьевых отраслей и в конечном итоге — диверсификации экономики в целом в Российской Федерации. Отсюда абсолютно понятно, почему государство сейчас приоритетными считает те области, где такая диверсификация возможна, где есть большой потенциал развития несырьевого бизнеса», — рассказал Сергей Цыб.

Одним из основных индикаторов, который предстоит достигнуть в рамках реализации госпрограммы развития фармацевтической и медицинской промышленности – это 40% медицинских изделий к 2020 году должно производиться на территории Российской Федерации, подчеркнул замминистра. «Для достижения этой цели должны быть созданы механизмы, стимулирующие развитие собственного производства, с одной стороны, и – при формирующемся рынке потребления, при том большом отложенном спросе, который на России рынке есть, — нужно, чтобы максимально оперативно новые продукты доходили до рынка и максимально имели к этому рынку доступ». Первый момент на пути реализации данной стратегии – это дополнительные льготы с 2015 года для всех новых производств, которые будут создаваться в РФ. Говоря о степени льгот, которые сейчас обсуждаются Минпромторгом России  с Министерством финансов и Министерством экономического развития, Цыб подчеркнул, что это будут «беспрецедентные меры для новых производств, которые могли бы очень сильно стимулировать в целом в отраслях промышленности развитие производства новых продуктов». Второй пункт – создание Фонда поддержки развития промышленности, который будет направлен на получение льготного финансирования на предпроектных и проектных стадиях реализации проектов в России.

И третий момент в решении проблемы импортозависимости и поддержки локальных производителей – это компенсация процентных ставок по кредитам. «Этот инструмент на сегодняшний день уже есть, но он ограничен инвестиционными проектами, в объеме $100-200 млн. Мы компенсируем процентную ставку по инвестпроектам, которые приобретают компании в различных российских банках. Это с одной стороны. С другой – мы даже компенсируем сейчас часть затрат, которые компании тратят на научно-исследовательские, конструкторские работы, если эти работы являются частью инвестиционного проекта. Мы обратили внимание, что для многих компаний, которые сейчас активно инвестируют в эту область, очень важна в первую очередь стоимость денежно-кредитных ресурсов, которые они получают в банках. Думаю, в этом мы им поможем».

Особенность российского рынка медизделий в том, что там присутствуют, как правило, малые и средние предприятия, отметил Цыб, подчеркнув также, что сильные и крупные компании уже начинают появляться, они имеют достаточно серьезную развитую инфраструктуру. «В рамках государственной программы мы сейчас финансируем уже порядка 50 проектов по производству медицинских изделий. Всего таких проектов более 200 и объем инвестиций, которые предполагает государство туда направить, это порядка миллиарда долларов в течение 3-4 лет. И это тоже, со своей стороны, активно стимулирует развитие российских производственных проектов в РФ, но и тем самым привлекает интерес, в том числе частных инвесторов, которые максимально соинвестируют такие проекты в рамках наших государственных программ», — пояснил замминистра.

По словам Цыба, Минпромторг сфокусировал сейчас свою работу, совместно с коллегами из Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Министерством здравоохранения РФ, в части обеспечения комфортных условий и максимальной прозрачности всех процедур, а также ускорения процедур регистрации медицинских изделий, производимых на территории РФ.

С другой стороны, в министерстве есть понимание того, что, так как самым крупным покупателем медицинских изделий является государство, оно может регулировать рынок через государственные закупки, давая дополнительные преференции локальным продуктам. На это и направлен проект постановления об ограничении по продуктам, которые импортируются в РФ, пояснил Сергей Цыб: «Этот документ сейчас внесен в Правительство Российской Федерации, и мы надеемся, что в этом месяце он будет подписан. К этому документу идет отдельное приложение – «Перечень медицинских изделий», которые уже производятся на территории Российской Федерации. И там, где есть уже два и более российских производителя, этот документ будет позволять именно российским производителям конкурировать за то, чтобы поставлять свою продукцию в структуры здравоохранения России. Очевидно, что это можно делать только там, где уже есть существующее производство. И это является именно инструментом, который, с одной стороны, будет стимулировать иностранных партнеров, импортирующих медизделия в Россию, с другой – будет поддерживать те инвестиции, которые уже вложены российскими компаниями в создание своих продуктов, аналогичных тем, которые мы импортируем сейчас».

Спикер также отметил, что одним из инструментов развития отрасли, прорабатываемым сейчас в правительстве, является долгосрочный государственный контракт. Особенно хорошо, по мнению Цыба, этот инструмент будет работать там, где есть массовое потребление (тест-системы, расходные материалы), и где государство независимо от структуры финансирования в здравоохранение. «Зафиксировав определенную потребность на достаточно продолжительный период времени, мы могли бы привлечь наших уважаемых иностранных партнеров, которые производят подобного рода номенклатуру, к тому, чтобы размещать ее производство на территории РФ под гарантии потребности со стороны страны в этой номенклатуре на достаточно очевидный продолжительный период времени, чтобы эти инвестиции были окупаемы, – пояснил Цыб. – Самое интересное – этот инструмент уже сейчас в законодательство погружен – приняли постановление правительства. Сейчас этот инструмент погружен в государственную программу развития здравоохранения в России и мы пытаемся его адаптировать под действующее законодательство в России, для того чтобы этот инструмент заработал».

Также в работе сессии приняли участие: руководитель проектов в области медицинских устройств и диагностики кластера биомедицинских технологий фонда «Сколково» Руслан Алтаев, генеральный директор ОТТО БОК Мобилити Андрей Костин, директор по международному развитию бизнеса Fresenius Medical Care Deutschland GmbH Юлиус Крюгер, генеральный директор GE Healthcare Russia Оливье Боск, заместитель генерального директора Ассоциации организаций оборонно-промышленного комплекса производителей медицинских изделий Александр Кулиш, генеральный директор ФГУП «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Игорь Иванов.

Компания «Светлый город», организатор российской экспозиции и деловой программы

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

WordPress Ads
Exit mobile version