Кодекс необходим, так как участились нарушения, в том числе 10-й статьи закона «О защите конкуренции», пояснила Надежда Шаравская из ФАС. Речь идет в основном о необоснованном отказе от заключения договора и дискриминации дистрибутора, говорит она. За последние пару лет ФАС признала нарушение этой статьи в действиях компаний Baxter, Novo Nordisk, Teva.
По проекту кодекса игроки рынка могут устанавливать минимальный объем единовременной отгрузки продукции и минимальный объем закупки (в денежном или натуральном выражении) за период. Чтобы снизить финансовые риски, по проекту кодекса производитель сможет фиксировать для дистрибуторов кредитные лимиты и приостанавливать отгрузки в случае их превышения. Также кодекс обяжет участников рынка прописывать в коммерческой политике условия предоставления бонусов за поставки.
На рынке уже есть кодекс Российской ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM). Но, по словам начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, ведомство его работа не вполне устраивает. Члены AIPM не раз нарушали кодекс, утверждает Нижегородцев: производители «не всегда откровенны с регулятором» при регистрации препаратов и недобросовестно взаимодействуют с врачебным сообществом.
Кодекс AIPM посвящен продвижению лекарств и не регулирует отношения фармпроизводителей и дистрибуторов, говорит представитель Stada CIS Иван Глушков. Кодекс, разрабатываемый АЕБ, будет распространяться на производителей лекарств (исключая субстанции) и не коснется производителей медицинских изделий и техники.
Правила AIPM распространяются исключительно на иностранных фармпроизводителей, а к кодексу АЕБ, по словам разработчиков, могут присоединиться и российские производители, говорит Галина Секарева из «Биокада». По словам Секаревой, «Биокад» будет участвовать в обсуждении кодекса.
По материалам издания «Ведомости»