Работники Московского химико-фармацевтического завода им. Н. А. Семашко просят президента защитить их от «произвола чиновников» Минпромторга и Росимущества — копия их письма есть в распоряжении «Коммерсанта». Как следует из документа, в результате управленческих решений двух ведомств предприятие не может реструктуризировать долг Сбербанку на 240 млн руб. и находится на грани банкротства. В каждом из вовлеченных в спор о судьбе АО ведомств при этом настаивают на том, что все требования к управлению предприятием выполняются.
«Мосхимфармпрепараты» входят в десятку крупнейших российских фармпредприятий — доля АО на российском рынке лекарств составляет около 1,5%. Продуктовый портфель завода содержит 100 препаратов, из которых 80 входят в список жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП). Госпредприятие преобразовано из ФГУП в АО в 2005 году, 100% его акций находится на балансе Росимущества, при этом также с 2005 года разработкой направлений деятельности занимается Минпромторг.
Как указывают авторы письма, оба ведомства «закрывали глаза» на ухудшение показателей работы завода в течение нескольких последних лет — закрывались цеха и сокращались рабочие места (сейчас на заводе работает около 600 человек). В результате производство стало убыточным, а работникам в течение последних четырех лет не индексировали зарплату. С середины 2015 года предприятие, как указывает профсоюз, существует практически без менеджмента — Росимущество инициировало смену совета директоров и гендиректора, но не назначило новых. Также затягивается решение вопроса по реструктуризации просроченной задолженности Сбербанку в размере 238 млн руб., несмотря на то что Росимущество, как указывается в письме, создало для этого рабочую группу. Кроме того, как пояснил «Ъ» заместитель директора предприятия Анатолий Горбунов, специалисты «Мосхимфармпрепаратов» выступали с предложениями по дальнейшему развитию завода, но ни одно из них не получило одобрения совета директоров.
Вместо этого Минпромторг, как следует из письма работников, выступил с предложением продать регистрационные удостоверения (являются интеллектуальной собственностью и дают обладателю право на производство фармпрепаратов), а также часть имущества другому предприятию — например Московскому эндокринному заводу, который впоследствии закроет долги «Мосхимфармпрепаратов» перед Сбербанком.
В Росимуществе на запрос «Ъ» сообщили, что в 2013 году Минпромторг исключил завод из плана приватизации, но так и не представил стратегию его развития. В результате обращения Росимущества, ведомства в августе 2015 года создали рабочую группу для определения будущего предприятия. Отстранение генерального директора и смена состава совета директоров и ревизионной комиссии предприятия произошли, как указывает Росимущество, «в рамках антикризисных мероприятий», а ревизия предприятия в сентябре 2015 года показала «признаки ненадлежащего исполнения менеджментом своих обязанностей». По результатам проверок Росимущество обратилось в Генпрокуратуру и ФСБ.
Как, в свою очередь, заявили «Ъ» в Минпромторге, ведомство еще в 2014 году «обратило внимание на отрицательную динамику производства» «Мосхимфармпрепаратов», после чего на предприятии была создана рабочая группа для определения путей развития завода. Ее заседания «проводятся на регулярной основе», подчеркнули в ведомстве. Группа рассмотрела сценарии стабилизации положения и направила предложения в Росимущество. В ведомстве настаивают на том, что Минпромторг разработал и стратегическую программу развития завода, и ее финансовую модель, а также подготовил детализированную дорожную карту по стабилизации положения предприятия на 2016-2019 годы, чтобы сохранить как кадры, так и производство препаратов.