Летом правительство рассмотрит проект постановления по превращению Роспатента в единый регулятор в сфере интеллектуальной собственности. Об этом рассказал руководитель Роспатента Григорий Ивлиев по итогам коллегии ведомства. Она состоялась впервые.
В новом качестве Роспатент будет бороться против «вечнозеленых» патентов на лекарства, с помощью которых международные фармацевтические компании искусственно продлевают защиту на лекарства, многие годы не давая конкурентам производить препараты-копии и даже проводить испытания с тем же самым полезным веществом. В результате такого монопольного положения те же лекарства стоят в разы дороже, чем в соседней европейской стране.
«Мы сформулируем практику, которая позволит отделить действительно новые изобретения от прикрытия, используемого компаниями для злоупотребления правом на продление патентной защиты. Мы с ФАС уже нашли общий язык по этому поводу», — сказал Григорий Ивлиев «Российской газете».
Роспатент рассчитывает получить из бюджета деньги на единую информационную систему, чтобы сделать данные по интеллектуальной собственности более открытыми и иметь возможность все значимые действия производить без бумаги. А также хочет значительно сократить сроки регистрации товарных знаков. Сейчас они неприемлемые, признал Ивлиев, — от 16 месяцев в «штатном режиме» до 22 месяцев «с перепиской». Их можно свести до 7,5 месяца за счет введения процедуры «оппозиции» — зарегистрировать знак можно будет быстрее, если в течение трех месяцев никто больше не заявит на него свои права.
В ближайшее время Роспатент предложит повысить патентные пошлины — из-за девальвации они оказались самыми низкими из всех других стран Евразийского экономического союза, где они закреплены в долларах.
Пошлины вырастут в полтора-два раза, до минимального уровня в странах ЕАЭС, пояснил Ивлиев «РГ», при этом льготы сохранятся, однако для «серийных изобретателей» (число заявок от такого изобретателя может доходить до 1200 в год) они могут быть ограничены. На эффективность патентования в стране повышение пошлин не отразится, заверил Ивлиев, поскольку основные плательщики — иностранцы. Одновременно ведомство хотело бы получить гарантии, что бюджетные ассигнования на его деятельность будут составлять не менее 80 процентов от доходов, полученных в предшествующем году.
На коллегии также обсуждалась низкая производительность исследовательского сектора в России. Если по количеству исследователей мы сопоставимы с Кореей и Германией, то количество заявок на патенты у нас на каждые 10 тысяч исследователей многократно меньше. Это говорит о нежелании бизнеса регистрировать свои изобретения в виде патентов. Даже в корпорациях, в которых патентование поставлено на высокий уровень, большая часть изобретений, в том числе внедряемых в производство, все равно не регистрируется и не учитывается в составе активов, посетовал Ивлиев.