В представленном Роспатентом списке «100 лучших изобретений России» за 2015 года оказались разработки «Уральского центра биофармацевтических технологий» (УЦБТ, резидент биомедицинского кластера Фонда «Сколково»).
Два изобретения (патенты РФ № 2537295 и № 2536874) связаны с разработками новых молекул для лечения нейроинфекций, в том числе против возбудителя лихорадки Западного Нила, сообщает пресс-служба «Сколково».
Александр Петров, инвестор «Уральского центр биофармацевтических технологий» поясняет:
«Проблема лечения нейроинфекций крайне актуальна, и мы рады, что благодаря усилиям нашей команды и поддержке Фонда «Сколково» стало возможным создание новых противовирусных молекул, которые в данный момент находятся на разных стадиях разработки. Мы хотим поблагодарить комиссию Федеральной службы по интеллектуальной собственности за такую оценку и включение наших изобретений в Топ-100 лучших изобретений России. Кроме того, я хотел бы отметить высокую опасность лихорадки Западного Нила и для России. Не так давно прошла информация о том, что сибирские ученые обнаружили в клещах, обитающих на территории Западной Сибири, вирус лихорадки Западного Нила. Возбудителей вируса лихорадки Западного Нила нашли в птицах и клещах. Ранее считалось, что он переносится только комарами, но получается, и клещи тоже способны его передавать. Движение вируса напрямую связано с миграциями птиц, поэтому вполне возможно, что вирус дойдет и до Урала и Центральной России».
Проектный менеджер Фонда «Сколково» Камила Зарубина, отмечает:
«Безусловно, разработка новых противовирусных лекарственных препаратов является значимой и актуальной для практического здравоохранения. Проект «Уральского центра биофармацевтических технологий» имеет высокий коммерческий потенциал, как на российском, так и на зарубежных рынках (в Африке, Китае, Западной Европе, США, Японии, Канаде, Индии и т.д.). Мы очень рады, что уже зарегистрированный компанией лекарственный препарат «Триазавирин» дал толчок для развития платформенного подхода по разработке новых препаратов для противовирусной терапии. В случае успешных завершений исследований, молекулы, которые были так высоко оценены комиссией Федеральной службы по интеллектуальной собственности, могут в будущем стать первыми противовирусными средствами для профилактики и лечения против вируса лихорадки Западного Нила».
Мария Пустовалова, руководитель биомедицинского направления в патентной практике, старший эксперт «Центра интеллектуальной собственности Сколково»:
«Данные изобретения направлены на разработку противовирусных лекарственных средств для лечения лихорадки Западного Нила — заболевания, получающего все большее распространение не только в тропических странах, но и в странах с умеренным климатом, в том числе в России. Вирус лихорадки Западного Нила передается комарами и в тяжелых случаях может принимать тяжелые менингиальную и менингоэнцефальную формы. В настоящее время основу терапии заболевания составляют патогенетические и симптоматические мероприятия, поскольку лекарственных препаратов, эффективных против возбудителя заболевания не существует. Предлагаемые новые лекарственные средства могут оказаться первыми эффективными противовирусными препаратами не только против вируса лихорадки Западного Нила, но и других РНК-вирусов семейства Flaviviridae (к которым также относятся вирус жёлтой лихорадки, вирус денге, вирус клещевого энцефалита, вирус Зика)».
Компания «Уральский центр биофармацевтических технологий» в 2011 году стала одним из первых участников «Сколково», которая была поддержана грантовым финансированием Фонда. Уральский центр разработал новый лекарственный препарат «Триазавирин» и уже в 2014 году получил одобрение Минздрава России, который зарегистрировал препарат в качестве лекарственного средства. Препарат «Триазавирин» был выведен на российский рынок.
В дальнейшие планы разработчиков входит доведение до стадии коммерциализации других, не менее интересных, молекул. К настоящему времени на основе препарата «Триазавирин» разработано 15 новых молекул. Некоторые вещества показали высокую противовирусную активность и безопасность. В данный момент они проходят доклинические испытания, после успешного завершения которых будут отобраны кандидаты на клинические испытания и последующую разработку оптимальной лекарственной формы.