Минздрав в течение этого года дважды – в марте и июне – переносил даты проведения аукционов по леналидомиду без объяснения причин. Впрочем, участникам рынка суть интриги была понятна и без дополнительных комментариев. За контроль над рынком леналидомида все это время боролись американская Celgene (производитель оригинального препарата Ревлимид) и компании, близкие к авторитетным предпринимателям Семену и Александру Винокуровым, зарегистрировавшие первый отечественный аналог Ревлимида – Метибластан. В итоге победа в девяти аукционах досталась Celgene. При этом, как стало известно Vademecum, дженериковая компания также выходила на торги, однако за несколько дней до их проведения отозвала свои заявки.
На стороне Celgene выступает «Фармстандарт» – отечественная компания наладила на своем заводе упаковочное производство Ревлимида, она же от имени американского производителя участвует в государственных торгах. За схваткой с интересом следила вся отрасль: в 2015 году госзакупки леналидомида превысили 7,6 млрд рублей, причем конкурентов у «Фармстандарта» не было, поскольку препарат защищен патентом.
Патент на Ревлимид в России действителен до 2022 года. Пока он никем не оспорен, борьба за рынок леналидомида обещает стать важным кейсом из практики патентных войн в России.