Неважно, ампулы с раствором или таблетки, производства лекарств — одни из самых стерильных производств на планете. Чистота тут не менее важна, чем в операционной — и от нее также зависит жизнь пациента. Все, что попадет на полки аптек с этого конвейера, проверяется в три этапа. И это штатный режим — издержек нет. Именно поэтому новости российских СМИ здесь встретили с недоумением: тем более, речь идет о партии 2015 года.
Марина Бесполова, заместитель гендиректора по качеству РУП «Белмедпрепараты»: «Мы по протоколу проводим расследование сейчас. Подготовлены документы о возврате этой партии продукции для того, чтобы мы могли разобраться. Но в процентном соотношении вы можете сравнить сами: объем одной серии — порядка 120 тысяч ампул, а речь идет о некоем механическом включении только в одной единице, в одной ампуле».
По словам специалистов, сейчас партия лекарств в пути. Только после прибытия ампул на родину можно будет сделать вывод о нарушениях. Вопросов к качеству продукции и этого, и второго белорусского медицинского гиганта никогда не было. Нарекания — только на мелкий шрифт в инструкции и смазанную маркировку — это история из далекого 2014-го. С тех пор претензий ни один из партнеров — а это 28 стран мира — не высказывал.
Здесь проходит стадия контроля ампул на механические частицы. Каждая проверяется на черном и белом фоне под настольной лампой мощностью 60 ватт. Каждую смену работники этого участка просматривают до 7 тысяч ампул. И только через еще 2 этапа контроля они попадут в упаковку.
На этих двух стадиях главный инструмент — человеческое зрение. Причем, в отделе контроля качества трудятся 300 пар глаз — работники каждые полгода проходят медосмотры. Работа строго по сменам, с перерывами. По сути, ни один механизм превзойти человека не может, но к концу года каждая ампула будет проходить еще один — автоматический — контроль.
Виталий Дереш, гендиректор Борисовского завода медицинских препаратов: «За производство ампульной продукции берутся единицы. Это очень сложное производство, требующее особого подхода, особых знаний, навыков и выполнения определенных требований в области качества и обеспечения стерильности препарата».
К слову, этот завод — лидер по экспорту. Только в прошлом году здесь заработали 56 миллионов долларов. Более 40% продукции отправляют в Россию.
Работают по международным стандартам — в целом, лекарства под маркой «Сделано в Беларуси» уезжают в десятки стран. Сейчас здесь пытаются понять: как стекло могло попасть в ампулы и как на каждом из этапов проверки его не обнаружили, и почему не заметили сразу же в 2015-м в российской больнице? В любом случае, ответы на вопросы сможет дать только комиссия фармацевтов после расследования, оно начнется сразу же после того, как лекарство вернется к производителю.
Вячеслав Шило, заместитель министра здравоохранения Беларуси: «Я хочу заверить вас, что это находится на постоянном контроле, и каждый факт анализируется. Кроме этого, существует система взаимной информированности стран и наших ближайших соседей, и есть соглашения Минздрава с органами, которые регулируют качество лекарственных препаратов на других рынках о взаимном информировании».
Такая совместная, можно сказать, всемирная работа над здоровьем каждого пациента сказывается и на бюджете страны. Только за этот год прирост экспорта составил 30%. К слову, в 2016-м доход от белорусских лекарств составил более 105 млн. долларов. В этом, по планам, сумма вырастет еще на 26 миллионов.