Компетенция выпускников учебных заведений в большинстве случаев не удовлетворяет тем требованиям, которые современный бизнес предъявляет к соискателям. В результате значительной части дипломированных специалистов приходится искать работу, не связанную с профилем обучения. Работодатели, в свою очередь, испытывают острый дефицит кадров. Пытаясь решить эту проблему, компании совместно с вузами организуют образовательные программы, которые становятся важным дополнением к официальному образованию.
«В большинстве высших учебных заведений и поствузовских программ много теории и мало практики. Вчерашние выпускники не умеют быстро думать и искать нестандартные подходы к решению необычных задач. Они прекрасно повторяют доказательства теорем, но с трудом применяют их в решении повседневных рабочих задач. Более того, столкнувшись с действительностью, бывшие студенты понимают, что их знания на практике не применимы. Отсюда такой огромный процент тех, кто не работает по полученной специальности. По данным НИУ «Высшая школа экономики», работают по «профилю» своего образования лишь 23,8% выпускников вузов», — оценила качество современного вузовского образования HR-директор биотехнологической компании BIOCAD Александра Глазкова.
Лишь 37% молодых людей, трудоустроившихся по специальности, полностью удовлетворены своей профессией, добавила Глазкова, ссылаясь на подсчеты аналитиков Центра социального прогнозирования и маркетинга.
В свою очередь, заместитель генерального директора фармацевтической компании «Натива» Наталья Хоробрых отметила, что в ее отрасли востребованы специалисты с компетенциями на стыке профессий, например, с медицинским и юридическим образованием, или фармацевтическим и технологическим. «Таких специалистов в вузах не готовят, да и на рынке труда их тоже мало. Практическим вещам и новым инструментам компании вынуждены обучать сами», — посетовала она.
Интересную психологическую особенность выпускников подметили в Высшей школе менеджмента СПбГУ. «На этой неделе мы получили обратную связь, что выпускники стали хуже показывать свою личность, пытаются угадать «правильный ответ» на собеседовании. Сейчас мы анализируем эту информацию и, если проблема действительно существует, будем вносить коррективы», — рассказал первый заместитель директора ВШМ СПбГУ Константин Кротов.
Проблему нехватки компетенций у новичков компании решают несколькими путями. На стадии подготовки специалистов это, в первую очередь, сотрудничество с вузами. Вузы в этом вопросе идут навстречу бизнесу. Однако даже вузы, наладившие обратную связь с бизнесом, признают, что разрыв между потребностями компаний и образованием остается. В результате компании оказываются перед выбором: доучивать молодых специалистов самостоятельно либо отправлять их на дополнительные образовательные программы.
В биотехнологической отрасли, по словам Глазковой, популярно дополнительное образование в сфере проектного управления, а также специфические узкопрофильные курсы: GMP, GLP, lean и т.д. «Отсутствует обучение технологиям, которых еще нет в России (как пример, новым клеточным технологиям), но они представлены за рубежом», — добавила Глазкова.
Еще один инструмент, которым сегодня может воспользоваться бизнес для приближения качества образования к желаемому уровню, — участие в разработке отраслевых профессиональных стандартов, но и это не панацея. Для достижения оптимального результата отношения «бизнес-образование» должны формироваться в виде экосистемы. «Экосистема отличается от партнерства тем, что партнерством можно управлять, а экосистему — только взращивать. Она подразумевает саморегулирование. А для этого необходимы эффективные каналы связи между участниками — чтобы вузы хорошо понимали кадровые потребности бизнеса, и наоборот», — пояснил РБК начальник Управления развития и подготовки кадров ПАО «Газпром нефть» Николай Долгов.