«При описании предмета закупки мы не вправе использовать торговые наименования, товарные марки, указывать страну-производителя, – рассказала «ФВ» генеральный директор ГПКК «Губернские аптеки» Алена Попова. – В тексте есть формулировка о том, что если иным образом обеспечить более точное и четкое описание характеристик предмета закупки не получается, то можно использовать упоминание о товарном знаке, но при этом мы обязаны использовать слова «или эквивалент». А его наличие нивелирует все вышесказанное – в качестве эквивалента могут выступать любые торговые наименования в рамках МНН».
Руководитель крупнейшей госсети ожидает, что с введением этой нормы ассортимент аптечной сети снизится на 40% и более.
«Изменения законодательства приведут к ущемлению прав сельских жителей, у которых нет альтернативы в виде частных аптек. Если в городе человек пойдет в частную аптеку, которая закупает товары без ограничений, то в деревнях люди не смогут купить за свои деньги то, что хотят. Аптечная сеть просто не сможет им это предложить», – отмечает Алена Попова.
По ее словам, ситуация напоминает работу государственных и муниципальных сетей в 2017 г. по 44-ФЗ.
«Работа в новых условиях показала, что ассортимент лекарственных препаратов стремительно сокращается, а сами государственные структуры балансируют на грани выживания. Под угрозой оказалось выполнение социального функционала», – отметила Алена Попова.
Другие положения закона вступили в силу с 1 января 2018 г. Например, изменился порядок обжалования, добавились основания для обжалования закупочных процедур, которые рассматриваются в Управлении ФАС. Законодатели добавили условия, связанные с возможностью реализации корпоративных закупочных сайтов, но они должны быть обязательно интегрированы с единой информационной системой. На практике это существует, и теперь это закрепили в законе, отметила гендиректор «Губаптек».