В мировой практике онкопрепарат считается эффективным, если он тормозит рост опухоли у подопытных животных на 50% и на 25% сокращает метастазы. Доклинические испытания российского лекарства дали результат около 80% по обоим показателям.
Препарат сочетает в себе генную и иммунную терапию, — рассказала «Известиям» руководитель проекта Ирина Алексеенко. — Он состоит из двух генов: один убивает раковую клетку, другой стимулирует иммунную систему на борьбу организма с опухолью. Их доставка в опухоль возложена на специальную полимерную систему.
Именно способ доставки — одно из главных преимуществ российской разработки. Во всем мире в этой области экспериментируют главным образом с вирусными системами. Последние отличаются опасностью осложнений. Они способны вызвать у организма непредсказуемый иммунный ответ на запущенный в него вирус.
Другое важное преимущество отечественного препарата — сочетание двух генов в одном конструкте. Российские ученые сумели это сделать первыми в мире. Разработчикам из США и Западной Европы пока не удалось добиться такого совмещения.
Пока, по словам Ирины Алексеенко, ученые сосредоточены на опухолях головы и шеи (рак носоглотки, горла и др.) Но со временем метод будет распространен и на другие виды онкологических заболеваний.
Метод, предложенный российскими учеными, — это не «догоняющий» проект, а оригинальная самостоятельная разработка. У нее могут быть серьезные коммерческие перспективы, — считает гендиректор российского филиала американской фармацевтической компании Selecta Biosciences Дмитрий Овчинников.
Многие специалисты в области противоопухолевой терапии считают, что будущее — именно за комплексными генными средствами. Пока, по словам Дмитрия Овчинникова, ни одна из подобных разработок в мире еще не зарегистрирована и не получила широкого применения. Но в экспериментальных моделях они чрезвычайно хороши.
По оценкам российских разработчиков, курс лечения отечественным препаратом обойдется не дороже $3-4 тыс. — против $80-100 тыс. у иностранных.