Немного истории
Начало работы нашего предприятия можно отнести к началу тысячелетия, а именно, в 2001 году на территории экспериментального сектора Медицинского Радиологического Научного Центра (МРНЦ РАМН) зародилась производственная часть группы компаний «Мир-Фарм» – ЗАО «Обнинская химико-фармацевтическая компания» (ЗАО «ОХФК»). Основным направлением деятельности тогда было выбрано производство фармацевтических субстанций и уже в 2002 году нами была получена производственная лицензия.
Параллельно с производством субстанций началась подготовка площадки под производство готовых лекарственных препаратов, расположенное в отдельно стоящем здании. Его в своё время пришлось полностью реконструировать, заменив и перестроив абсолютно всё, поскольку ни внутренняя отделка, ни сами помещения уже не могли соответствовать международным стандартам производства фармацевтической продукции. И в 2003 году нами была получена лицензия на производство готовых лекарственных форм. Реконструкция завода была выполнена в соответствии с правилами надлежащей производственной практики (GMP), завод оснащен современным производственным оборудованием и приборами контроля качества.
То есть уникальность нашей компании, с одной стороны, состоит в том, что мы практически первыми пришли именно как химико-фармацевтическая компания в Калужский регион, а с другой стороны, мы производим и субстанции, и готовые лекарственные формы. По сути, мы осуществляем полный производственный цикл, начиная с синтеза фармацевтической субстанции и заканчивая производством лекарственного препарата в потребительской упаковке.
Промышленное производство стартовало с выпуска, всем известной фармацевтической субстанции «Диазолин». Именно на этом продукте и развивалось предприятие первое время, поскольку субстанция «Диазолин» входила в состав большого количества противоаллергических препаратов, которые производились нашими отечественными предприятиями, но субстанции все были импортными. Поэтому, выйдя на рынок с отечественной субстанцией, да ещё и высокого качества, мы смогли потеснить конкурентов и продолжить своё развитие. В последующем был добавлен ещё ряд субстанций. Это «Мифепристон», на основе которого создано три препарата гинекологического направления: «Миропристон®», «Гинестрил®» и «Гинепристон®». После этого было освоено производство субстанции «Этилметилгидроксипиридина сукцинат», которая используется для производства препарата «Мексиприм®». Стоит сказать, что данная субстанция была разработана ещё в советское время, то есть это полностью отечественная разработка.
Поскольку «ОХФК» небольшая компания, то, чтобы выжить на рынке, нужно либо найти «свой» препарат (в какой-то определённой нише), либо искать сотрудничество с другими компаниями. Как оказалось, группа компаний «Мир-Фарм» смогла осилить оба направления.
Переходим в настоящее
В 2008 году, чтобы получить деньги на дальнейшее развитие, руководством компании было принято решение продать несколько брендов: «Мексиприм®», «Гинепристон®», «Гинестрил®», «Миропристон®», «Миролют®», инвестировав полученные средства в разработку и производство. Владельцем регистрационных удостоверений и товарных знаков стала компания АО «Нижфарм» (STADA CIS), а наше предприятие осталось производителем как субстанции, так и таблеток. Нужно сказать, что мы и по сей день весьма эффективно сотрудничаем с компанией STADA, сейчас к тем пяти препаратам добавился ещё и «Транексам®».
Здесь хотелось бы рассказать, что когда мы впервые вышли на рынок с препаратом «Транексам®» (кровоостанавливающий препарат), то оказалось, что на рынке есть только аналоги по действию и, несмотря на это, мы испытали достаточное сопротивление рынка, хотя транексамовая кислота на порядок активнее, чем имевшиеся на то время другие препараты. После применения в медицинских учреждениях стало понятно, что, несмотря на более высокую стоимость, «Транексам®» гораздо эффективнее аналогов, поскольку приводит к практически бескровным операциям. Сегодня нами производится достаточно большой объем данного препарата.
На той производственной площадке, которой мы располагаем в данный момент, выпускаются только нестерильные лекарственные формы: таблетки; таблетки, покрытые оболочкой; твердые капсулы.
На самом деле, сегодня требования к субстанциям в России не менее жесткие, чем в Европе. Как в Европейской фармакопее, так и в нашей Фармкопее XIII издания имеется требование по содержанию 0,1% неидентифицированных примесей. Соответственно все субстанции, как новые, так и те, что выпускались ранее и имели процент примеси, например, 0,5% и больше, должны быть сегодня приведены в соответствие с требованиями XIII Фармакопеи, то есть улучшены.
Но вернемся к препаратам. Часть, производимых нами лекарственных средств, входит в список ЖНВЛП. Препарат «Феморикс®» (Терифлунамид) входит в список «семи нозологий» (7 ВЗН). Именно с этим препаратом мы будем выходить на сериализацию в первую очередь. Вообще, нужно сказать, что вопрос сериализации стоит достаточно остро и не только по высокозатратным препаратам, но и по препаратам из списка ЖНВЛП. Каких-то больших проблем с технологическим оборудованием, которое обеспечивает процесс маркировки на предприятии, у нас не возникло, но есть некоторые проблемы административного характера, но всё это решаемо, просто нужно время.
Если говорить о количестве зарегистрированных препаратов, то только в 2017 году у нас было зарегистрировано шесть препаратов: «Фамотидин», «Омепразол», «Кромоглициевая кислота», «Вальпроевая кислота», «Феморикс®». А с начала 2018 года у нас уже зарегистрировано три препарата: «Митотан», «Феназопиридин», «Нормомед ®». Поэтому можно с уверенностью сказать, что свои приоритеты – разработка наукоемких технологий, с последующим их использованием в производстве фармацевтических субстанций и лекарственных препаратов, – мы не поменяли.
В будущее с оптимизмом
Помимо этого, есть ещё интересные разработки. Совместная с Тихоокеанским институтом биоорганической химии (Владивосток) разработка – препарат «Максар®». Данный препарат разработан из растительного сырья, экстракта маакии амурской. Относится к гепатопротекторам. Пока этот препарат ещё только выходит на рынок, но есть надежда, что он будет достаточно успешным.
Одним из зарегистрированных препаратов этого года является препарат «Митотан». Данный препарат необходим в небольших количествах, но он весьма важен в онкологии, поскольку используется уже в тех случаях, когда ничто другое не помогает при лечении рака надпочечников. Данное средство является цитостатиком. Наша компания будет производить только субстанцию, а таблетированную форму препарата будет выпускать другая компания, применяя нами разработанную технологию. Данный препарат можно отнести к социально-ориентированным разработкам.
Из вышеизложенного уже можно понять, что у нашей компании есть разные варианты или направления для развития:
- Оригинальная разработка «Теоритин®». Запатентован, нигде в мире больше не производится.
- Уникальная российская разработка – препарат «Максар®». Запатентован Тихоокеанским институтом биоорганической химии. Нигде в мире не производится.
- Дженериковое направление. Производство таких препаратов, как «Транексам®», «Фенибут» (препарат ноотропного действия, улучшающий работу мозга), «Гопантеновая кислота» и др.
Учитывая, что наша компания небольшая, мы стараемся брать препараты, которые не нужно производить в очень больших объемах, но которые были бы достаточно ценны как с фармакологической точки зрения, так и с финансовой.
В разработке группы компаний «Мир-Фарм» находится более 50 проектов, поэтому можно с уверенностью сказать, нам есть чем гордиться. Для нас это очень напряженный момент, поскольку в компании работает менее 250 человек. Для того, чтобы развиваться дальше, нужны свободные площади, которых изыскать в данных зданиях уже невозможно. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос по проектированию и строительству производства на площадке «Боровск» ОЭЗ Калуга.
Решение кадровой проблемы
За всё время существования нашей компании, я мог бы выделить одну, но очень значимую проблему, с которой нам пришлось столкнуться в начале нашего пути – это дефицит профессиональных кадров.
Дело в том, что в начале двухтысячных в Калуге готовили только фармацевтов, поэтому главных специалистов нам пришлось собирать с других предприятий и регионов. Поэтому наши ключевые руководители и специалисты имеют специальное образование – фармацевтическое, химическое, медицинское. Они являются выпускниками ведущих и специализированных вузов, таких как МГУ, ММА им. Сеченова И.М., РУДН, РХТУ, СПХФУ, ПГФА. Руководители и специалисты высшего звена имеют большой опыт работы на ведущих фармацевтических предприятиях, таких как «Акрихин», «Мосхимфармпрепараты», «Биомед» (г. Пермь), «Биохимик», «Биосинтез».
А вот рабочих и руководителей среднего звена мы уже готовили самостоятельно.
Однако после того как в Калужской области начали открываться и другие фармпредприятия, часть специалистов начала уходить, и на рынке стала образовываться достаточно критическая ситуация – когда профессиональных кадров мало, предприятий много, специалистов начинают переманивать, предлагая всё больший уровень зарплат. Вот тут как раз, благодаря усилиям Натальи Борисовны Эпштейн, была создана кафедра фармацевтической и радиофармацевтической химии в НИЯУ МИФИ, с которой и началась подготовка профессиональных кадров для всей фармацевтической отрасли Калужского региона.
Нельзя, конечно, сказать, что проблема с кадрами решена полностью, ведь у нас в стране идёт достаточно бурное развитие фармацевтической отрасли, а значит специалисты нужны постоянно. Особенно это касается рабочих профессий, образовательные организации по которым практически отсутствуют. Однако даже на нашем предприятии ситуация с кадрами практически выровнялась, если сравнивать это с тем, что было десять-пятнадцать лет назад.
Что у нас и как у них?
Если отвечать на вопрос, есть ли конкуренты на рынке для нашей продукции, особенно, что касается субстанций, ведь сегодня, и это не секрет, рынок фармсубстанций буквально монополизирован Индией и Китаем, то дать односложный ответ вряд ли получится. Если мы будем рассматривать российские разработки, которые в нашей компании составляют немалую часть, то здесь мы будем вне конкуренции. А вот если рассматривать производство за рубежом, то здесь нужно знать о какой продукции идёт речь, поскольку не вся импортная продукция достаточно качественная. Например, вот у нас, производство фармсубстанций налажено с разных этапов. Есть полный цикл производства «Этилметилгидроксипиридина сукцината», то есть мы завозим реактивы (частично импортные, частично отечественные), делаем полный синтез, очистку и получаем готовую субстанцию. А есть субстанции, которые мы закупаем почти готовые и делаем только очистку (выделение). Получается, что мы улучшаем качество этой субстанции, то есть доводим до фармакопейного состояния. Но в любом случае, для нас это выгоднее, чем закупать полностью готовые импортные фармсубстанции.
Конечно, если идёт речь о многотоннажном производстве, то в этом случае мы просто не возьмёмся, поскольку у нас нет для этого соответствующих мощностей, площадей и т.д.
Наше максимальное производство – это тонна в месяц. Однако все прекрасно понимают, что большие объемы резко снижают стоимость субстанций. Достаточно вспомнить наши советские гиганты химической промышленности, которые выпускали в огромных количествах за короткое время ту же ацетилсалициловую кислоту. Именно поэтому, учитывая все факторы современного рынка, мы заранее закладываем в проект новой площадки более высокопроизводительное современное оборудование, которое эффективнее даже на небольших площадях. Если говорить о сроках запуска нового производства, то надеемся уложиться за четыре года. Производственный объем субстанций должен быть увеличен в пять раз. На второй стадии должен будет начаться выпуск таблеточных форм. Отдельный корпус предполагается под производство цитостатиков.
Контрактное производство и разработка
Поскольку у нас проектов больше, чем мы можем производить, то часть своих препаратов (растворы для инъекций, лиофилизированные лекарственные формы) мы производим на площадках других компаний, используя производство по контракту. В частности, мы работаем с компанией «Фирма «Фермент». Кроме того, рассматриваем и другие варианты.
Можно сказать, что у нас двухстороннее контрактное производство, поскольку, с одной стороны, часть своей продукции мы производим на чужих площадках, а с другой стороны, некоторые наши мощности используются в качестве контрактного производства для компаний, которые не могут самостоятельно произвести ту или иную продукцию.
По заказу партнеров мы так же можем разработать в наших лабораториях фармацевтические субстанции, готовые лекарственные средства и всю необходимую для них нормативную документацию.
Материал опубликован в журнале «Новости GMP» №2 (16) лето 2018