4 октября 2018 года в отеле «Рэдиссон Ройал, Москва» с размахом прошла X Международная конференция «Что происходит на фармацевтическом рынке?». Организатор мероприятия — infor-media Russia. Спонсорами мероприятия выступили IQVIA (NYSE: IQV), AlphaRM, «Курсор Маркетинг», itelligence, Pharm-portal.ru, Zcard Russia, Mobile Cat, «Конфаэль» и roid.
Олег Фельдман (Ipsos Healthcare Russia) начал свое выступление с оценки восприятия экономической ситуации, которая сильно ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. У населения растут затраты на лекарства, происходят изменения в среднем чеке в сетевых и несетевых аптеках. Слушателям было представлено разнообразие факторов, влияющих на итоговое совершение покупки: недостаточно информации о prescription habits, выписка по МНН, назначение нескольких ТМ на выбор, приоритетные рекомендации по МНН, переключение на другие ТМ. Также свою роль играют акции в аптеках, запросы на более дешевые аналоги, самолечение и повтор терапии. Наиболее активными в продвижении дженериков по результатам исследования стали компании Teva, Ozon, «Вертекс», «Северная звезда», «Акрихин», «Облфарм», «Канонфарма». В заключение доклада Олег сделал обзор активностей медпредставителей: формы взаимодействия с компаниями, охват врачей визитами, структура визитов по специальностям, наилучшие компании по качеству дистанционной работы.
Об опросе, проведенном не только на российском, но и на зарубежных рынках, рассказал Николай Демидов (IQVIA, Россия и СНГ). Региональное исследование проводилось в 6 странах Европы: России, Румынии, Чехии, Венгрии, Польше и Греции. В рамках исследования респонденты — представители фармацевтических компаний заполнили опросник для оценки развития МСМ в компании по 6 ключевым аспектам: стратегия, организация и компетенции, процессы, сегментация клиентов и подготовка правильного контента сообщений, оценка МСМ-активностей по KPI, различные МСМ-инструменты и технологии. Результаты показали, что организация и компетенции не являются самыми сильными сторонами МСМ. При этом европейские страны опережают Россию, т. е. нам есть к кому обратиться за советом.
Николай Беспалов (аналитическая компания RNC Pharma) рассказал о процессах импортозамещения, объеме и динамике производства лекарственных препаратов в России и активности процессов импортозамещения в рамках действующих регистрационных удостоверений. Были затронуты темы проактивного импортозамещения (принудительного лицензирования и оспаривания патентов); зависимости российской фармпромышленности от поставок иностранных АФИ; локализационной и экспортной активности. Согласно структуре экспорта ЛП из России за январь–июль 2018 года основными игроками стали Россия, Германия, Беларусь, Франция, Австрия и Великобритания.
На тему «Финансирование госзакупок. Источники и программы финансирования» выступила Екатерина Задонская («КУРСОР»). Среди основных источников финансирования в здравоохранении на льготном обеспечении Екатерина назвала федеральный и региональный бюджеты; в госпитальном сегменте также муниципальный бюджет и ФОМС. Спикер представила распределение по типам бюджетов и рассказала о программах финансирования: «7 нозологий», целевых программах, национальном календаре прививок, региональной и федеральной льготе.
Пленарное заседание «Государственное регулирование как фактор развития фармацевтической отрасли. Новый этап развития Фармы» во главе с модераторами Иваном Глушковым (Stada CIS) и Захаром Голантом (ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России) продолжило программу конференции. Основными вопросами стали программа развития отрасли «Фарма-2030», новые правила ценообразования на лекарственные препараты и лекарственное возмещение. По мнению Виктора Дмитриева (АРФП), все чаще звучит призыв к персонализации, рождаются нестандартные решения, но при этом появляются все новые регуляторы, активности которых сильно влияют на процесс. Ирина Панарина («АстраЗенека», Россия и Евразия) поблагодарила Министерство здравоохранения за открытость и наличие программы развития на ближайшее будущее.
«Через 10 лет это будет совершенно другая отрасль, потому что мы уже сегодня являемся свидетелями инновационных и прорывных технологий. Мы переходим от усредненного подхода к оказанию персональных услуг каждому пациенту. Дальше персонализация будет все больше и больше. В скором времени мы уйдем от создания массовых лекарств, а будем заниматься производством внутри пациента. Именно инновации будут двигать процесс», — отметила Ирина.
Стабильность, доверие, последовательность и инновации назвала краеугольными камнями программы-2030 Елена Карташева (Abbott, Россия): «Экономические вопросы часто задевают интересы пациентов. Неправильно говорить о санкциях в разрезе фармацевтических препаратов, нужно в первую очередь думать о пациенте». Ирина Каширина («Российский экспортный центр») сделала акцент на инструментах поддержки государства: субсидиях от экспортного центра, компенсации на сертификацию и затраты на защиту интеллектуальной собственности. 2024 соглашения к 2024 году — такую цифру обозначила Ирина для слушателей. Конкретные механизмы выстраивания долгосрочных отношений между бизнесом и государством являются ключевым моментом в программе-2030, считает Владимир Христенко («НАНОЛЕК»):
«Фарма-2030» — большой и красивый документ. Но нельзя забывать о связи между стратегическими документами и реальной жизнью. Прежде чем говорить о программе-2030, нужно подвести итоги программы-2020 и не растерять ее результаты».
Валентина Косенко (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения) обратила внимание слушателей на то, что сегодня сертификация занимает много времени, сил и средств, но не отвечает главной цели — удалению некачественной продукции. Одним из самых острых вопросов отрасли остается маркировка лекарственных препаратов: «Эксперимент был запущен в феврале 2017 года. На данный момент созданы все бизнес-процессы, введена криптозащита. В процесс были вовлечены производители и дистрибьюторы. Уже совсем скоро можно будет наблюдать первые результаты», — отметила Валентина. Маттиас Вернике (Merck Biopharma Russia & CIS) видит большой потенциал в российском рынке: «Россия может предложить не только продукцию, но и инновационные идеи». Лилия Титова (СПФО) отметила, что вопрос ценообразования касается не только производителей.
«Много нового и хорошего есть в программе-2030. Но при этом не видно, как сбалансированы задачи, которые ставятся, и финансовые возможности, которые будут на тот момент у государства. А ведь практическое применение закона очень важно», — заключила Лилия.
«Скорее всего, центры консультаций будут в Москве, а консультировать смогут только профессионалы с большим опытом. В регионах в ближайшем будущем это вряд ли возможно».
Денис Швецов («Доктор рядом») поделился опытом внедрения цифровых технологий в клинике: «Количество пациентов выросло до 2 млн. Цифровые технологии делают пациентов ближе, ведь формат получения медицинской помощи дистанционно ничуть не хуже личного приема. Надо понимать, что успех дистанционных консультаций будет зависеть от того, как врачи смогут воспользоваться цифровыми технологиями». Екатерина Погодина (Johnson & Johnson, Россия и СНГ) считает, что в случае возникновения риска перерасхода имеет смысл разделять затраты между государством и производителем: «В современном мире появляется много инновационных продуктов, и на все просто не хватает бюджетов».
«Идет эволюция рынка здравоохранения, — утверждает Анна Гусева (EY в Москве). — Сейчас рынок ориентирован на результат. Это дает возможность совместно работать фармацевтическим компаниям и государству. Фармпроизводители готовы внедрять средства не только в производство препаратов, но и в сбор и анализ данных по патентам с целью возможной корректировки дальнейшего лечения».
Нурия Мусина (ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России) затронула тему инновационных препаратов: «Любой производитель каждый свой новый препарат преподносит как инновационный, но это не всегда так. При комплексной оценке выясняется, что далеко не все препараты соответствуют стандартным требованиям. Если мы хотим повысить доступ к инновациям, надо четко понимать, какие именно препараты являются прорывными». Александр Быков («Р-Фарм») призвал не только консультировать пациентов, но и помогать им вести здоровый образ жизни: «120–130 лет. Такую среднюю продолжительность жизни к 2035 году закладывают в программы развития здравоохранения», — сказал спикер. Марина Велданова (Ipsen, Россия и СНГ) напомнила опыт других стран, которые за последнее время увеличили продолжительность жизни на 20–30 лет: «Должны быть очень четкие инструкции для всех участников. Сегодня ни врач, ни пациент не имеют мотивации отслеживать болезни и ликвидировать их максимально быстро».
Захар Голант (ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России) сделал акцент на том, как много современных технологий появилось в последнее время: Интернет вещей, постоянное развитие способов сбора и хранения данных, система поддержки принятия решения врачей.
«Эти технологии обязательно нужно активно использовать. Большинство препаратов, которые сейчас вращаются на рынке, не имеют доказанной эффективности. При анализе больших данных такие препараты будут выявлены. И если их убрать с рынка, сразу возрастет покупательский спрос», — сказал Захар.
Круглый стол «Кризис ликвидности в товаропроизводящей цепочке» с модератором Лилией Титовой (СПФО) поднял вопрос взаимоотношений игроков рынка, основных причин кризиса ликвидности и финансовой дисциплины. Факторы, влияющие на кризис ликвидности, Лилия подразделила на регуляторные (нормативные акты, снижение цен / надбавок / переливы / колебания курсов валют, ограничительные перечни (ЖНВЛП), дополнительная финансовая нагрузка (маркировка)) и финансовые (дефициты региональных бюджетов, сроки оплаты закупок региональными бюджетами, ухудшение финансовой дисциплины в цепочке производитель–дистрибьютор–аптека, непрозрачность ведения бизнеса отдельными участниками фармрынка: отчетность, дробление бизнеса).
«Мы сегодня разгребаем последствия мифа о том, что аптеки — это самый выгодный бизнес. Собственник должен отвечать за свой бизнес. Оборот и платежеспособность — главные критерии. Нужно начать выполнять свои обязательства, закрывать слабые аптеки, максимально повышать сервис в оставшихся точках, тогда останутся только сильные сети. Нужно переходить к сервисной конкуренции», — призвал всех собравшихся Евгений Нифантьев («Неофарм»).
Владимир Малинников («ПРОТЕК») считает, что рынок будет здоровым, если все его участники (производители, дистрибьюторы, аптеки) будут соблюдать свои обязательства. Спикер также рассказал об изменении кредитной истории «ПРОТЕК» и развитии страхования.
Герман Иноземцев и Елена Калиновская («Фармацевтический вестник») провели интервью на сцене с Александром Семеновым («Активный компонент»). В ходе интервью были затронуты вопросы зависимости производителей лекарственных препаратов от импорта субстанций, развития производства полного цикла на территории России и кооперации между отечественными и иностранными компаниями в части производства субстанций. Александр признал, что производство активных форм субстанций рентабельно, но при этом призвал привести к общему знаменателю требования Российской таможни и требования Евросоюза, а также пожаловался на отсутствие профессиональных кадров.
«Информация по маркировке полезна, из нее можно сделать много выводов. Но при этом мало просто промаркировать товар, нужно обеспечить хорошую его защиту».
О важности защиты интеллектуальной собственности и особенностях получения преференций рассказал Никита Иванов (Pfizer в России). По мнению же Дмитрия Чагина (Ассоциация фармацевтических производителей Евразийского экономического союза), всех интересует российский рынок:
«Вопрос только в том, готовы ли мы пустить к себе на рынок, и насколько совпадает наша возможность выйти на другие рынки с желанием других стран нас пустить».
Модератором сессии «Маркировка лекарственных средств — 1,5 года до запуска» стал Иван Глушков (Stada CIS). В рамках сессии участники обсудили готовность всех участников рынка, затронули основные вопросы и риски, а также возможную стоимость для производителей, дистрибьюторов, больниц, аптек и конечных потребителей. Надежда Дараган (Национальная ассоциация производителей фармацевтической продукции и медизделий) сделала акцент на том, что никто не возражает против маркировки, но и дополнительных сложностей лучше избежать:
«Мы считаем, что подлинность препарата можно проверить только при наличии онлайн-системы, в которой он будет зарегистрирован на данный момент. Сегодня есть много проблем с обменом данными, но эти вопросы мы планируем решить в ходе эксперимента».
Семен Харитонов (Pfizer, Россия) также видит плюсы во введении маркировки: «Возможность контрафакта и подделки продукта будут сведены к минимуму, поскольку можно отследить полную цепочку поставок вплоть до производителя». Виталий Алейников («ОЗОН») отметил, что нет понимания, как должна работать система, поэтому сложно организовать процесс. Сторонником упрощения системы выступил Евгений Нифантьев («Неофарм»):
«Система маркировки однозначно нужна, вопрос только в том, даст ли это возможность в 100% случаев защититься от фальсификата? Мое мнение — да!»
Владимир Плохих (Международная ассоциация «Антиконтрафакт»): «Мы постоянно анализируем и систематизируем информацию о ходе эксперимента, и в рамках противодействия нелегальному обороту ЛП разработали для участников рынка Курс повышения квалификации в проекте Trace & Trace Educational Center». Наталья Ляхова (ЕЭК) верит в то, что до конца года ратификация будет завершена. Анатолий Тенцер (НПК «Катрен») настроен пессимистично: «Мне почему-то кажется, что после запуска системы на какое-то время многие махнут рукой на то, что коды не читаются, поскольку это неминуемо». Антон Харитонов (ЦРПТ) призывает помнить о важности обратной связи от потребителей. Именно это позволит оперативно исправить ошибки и недочеты в случае, если товар недостаточного качества, или при других проблемах. Андрей Ахантьев (ГК «ГЕРОФАРМ») крайне важным считает вопрос криптозащиты.
Сессию «СПИК 2.0: в ожидании перезагрузки» провел Александр Кузин («НоваМедика»). Основными стали вопросы инноваций СПИК 2.0, оказываемых мер поддержки и преференций при заключении контракта. Дмитрий Чагин (Евразийский экономический союз) подробно рассказал об особенностях офсета. Константин Пануровский («АстраЗенека») отметил, что в компании довольны заключенным СПИК:
«Инвесторам он позволяет получить преференции, необходимые для развития, а государству — придерживаться своих целей. СПИК 2.0 лучше подготовлен, чем СПИК 1.0. Также отмечу, что офсетные контракты легко критиковать, у них много недостатков, но при этом они позволяют закрыть вопрос по закупкам тем, кто готов инвестировать».
Анна Ивкович (Novartis) считает, что разные компании идут в СПИК по разным причинам. Кому-то интересен локальный статус, кому-то — обеспечение сбыта продукции. «Мы готовы к обсуждению цен, но на данный момент у нас нет выхода на прямые переговоры с государством», — заключила спикер. В завершение деловой части программы Полина Звездина (РБК) выступила в роли модератора сессии «Контрактное производство: жить заводам или не жить?». Григорий Левицкий («Марбиофарм») и Максим Стецюк («Нанолек») обсудили выгоды и риски для бизнеса в случае перехода завода исключительно на контрактное производство, какие перспективы и технологические возможности есть у российских производственных площадок и каким должен быть уровень качества, чтобы сделать площадку привлекательной.
Компания infor—media Russia благодарит всех спикеров, партнеров и слушателей, которые приняли участие в мероприятии.