Слова специалиста подтверждают и данные аналитической компании RNC Pharma. Согласно опубликованной информации, в течение января-сентября 2018 года в страну было ввезено активных фармацевтических ингредиентов на сумму 68,9 млрд рублей, что на 26,8% выше, чем за аналогичный период 2017 года. При этом в натуральном выражении было импортировано 8,3 тыс. тонн АФИ, то есть на 8,5% ниже, чем в прошлом году.
Наблюдаемое разновекторное движение цен и объемов поставок в натуральном выражении, по мнению докладчика, происходит не только за счет снижения курса рубля, но и из-за того, что производители из Китая поднимают цены на субстанции. Российские производители лекарственных средств еще пытаются сохранить ликвидность своей продукции за счет перехода на индийские АФИ, о чем говорит рост доли этой страны в структуре импорта фармацевтических субстанций, тем не менее единственным способом сохранить рентабельность отечественной фармпродукции в перспективе остается запуск собственного производства полного цикла.
Тем не менее с каждым годом растет число производителей, которые переходят на выпуск собственных субстанций. На днях в Петербурге открылся новый завод по производству субстанции инсулина. Те, кто не побоялся 10 лет назад инвестировать в производство полного цикла, сегодня успешно конкурируют с иностранными производителями, правда, пока только на отечественном рынке. Так, например, в первом полугодии 2018 года в рейтинге поставщиков госпитальных закупок 5-ю и 8-ю позицию заняли «Фармасинтез» и «Верофарм», а по программам «Региональная льгота» и ОРЛС в топ-10 поставщиков вошли российские компании «Натива» и «Биокад».
«С 2014 года наша страна сделала первые и, возможно, самые главные шаги в направлении импортозамещения, введя субсидирование и преференции при госзакупках в отношении отечественных производителей субстанций, — считает Вадим Зубарев. — Тем не менее останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо развивать результаты в направлении снижения административных барьеров. Должны быть введены реальные преференции для производств полного цикла. Долгосрочные контракты в рамках госзакупок позволят активнее стимулировать локализацию производства фармсубстанций».
Напомним, что фармацевтическая промышленность Советского Союза полностью закрывала собственные потребности в субстанциях вплоть до середины 1980-х. Ассортимент химико-фармацевтических заводов включал 429 наименований, вместе с синтетическими субстанциями, антибиотиками и витаминами. С началом перестройки объемы производства субстанций стали падать. Всего за одно десятилетие, с 1990 по 2000 годы, согласно данным Росстата, большинство производственных площадок по выпуску субстанций закрылись. Отрасль была практически уничтожена. Сегодня ситуация постепенно меняется. Производство субстанций и, соответственно, выпуск лекарственных средств полного цикла налажен у 40% российский фармпроизводителей. За последние 10 лет, по данным Госрестра лекарственных средств, ежегодный средневзвешенный рост количества производимых в стране субстанций составил 3%.