Как показало расследование, схема действий участников картеля была следующей. Обычно после того, как FDA одобряло дженерик, первая зарегистрировавшая его компания получала эксклюзивное право его продажи в течение 6 месяцев, а цена падала на 10%. После выхода второго дженерика цена снижалась до 50%. А затем, после появления шести-семи производителей, – на 75%. Однако участники картеля намеренно удерживали расценки на препараты, а также регистрировали завышенные цены, считают в Антимонопольной службе.
Кроме того, руководители этих компаний находились практически в дружеских отношениях и регулярно встречались в кафе и ресторанах, чтобы обсудить свои общие дела. Также для обмена конфиденциальной информацией использовались ежегодные торговые конференции и коктейльные вечеринки.
Помощник прокурора и антимонопольный следователь Джозеф Нильсен, ведущий дело, назвал его самым большим картелем в истории системы здравоохранения США.
Среди возможных участников картеля фигурируют известные производители дженериков – Mylan, Teva, Dr. Reddy’s, Sun. В Mylan отрицают свою причастность к делу, а в Teva, Dr. Reddy’s и Sun ситуацию предпочли не комментировать. Двое бывших топ-менеджеров Heritage Pharmaceuticals согласились сотрудничать со следствием.
На долю дженериков приходится 90% выписываемых рецептов и около 23% госзатрат США. Всего продажи дженериковых препаратов в США в 2017 году составили $104 млрд.
По данным ФАС, в 2017 году количество картельных сговоров, касающихся госзакупок лекарственных средств, в России достигало 19%, прибыль участников картелей за 2015–2017 годы оценивается российским регулятором в 23 млрд рублей.