АПФ (объединяет 30 компаний, в том числе «Микроген», «Эвалар», «Озон», «Канонфарма продакшн») в конце 2018 года направила письмо главе фракции «Единая Россия» Сергею Неверову с просьбой провести в Госдуме обсуждение сложившейся, по мнению ассоциации, дискриминационной ситуации на аптечном рынке по отношению к российским производителям лекарств. Из-за нежелания фармритейлеров расширять ассортимент за счет российских препаратов доля иностранных в стоимостном выражении составляет 70%, отмечают авторы письма. По их мнению, это связано с низкой маржинальностью российских препаратов и невысокой наценкой по сравнению с импортными.
Кроме того, в ассоциации недовольны условиями доступа лекарств в аптеки, которые розница выставляет производителям: они должны выплачивать сетям бонусы в размере от 30% до 60% от объема поставки. Эти условия практически невыполнимы для российских компаний и приводят к вымыванию доступного по цене для населения ассортимента, сообщается в письме. В нем также подчеркивается, что по итогам трех кварталов 2018 года на 20 аптечных сетей приходилось почти 50% всего товарооборота розничных продаж лекарств.
По словам совладельца одного из крупнейших российских производителей недорогих лекарств «Озон» Виталия Алейникова, возможность платить аптекам бонусы в размере 60% есть только у компаний, продающих дорогие лекарства, а это, как правило, иностранные корпорации. В случае ограничения максимально допустимого бонуса аптекам от производителей доля российских лекарств, по его оценке, может увеличиться с нынешних 30% до 60%. Также, считает господин Алейников, такая мера будет способствовать снижению стоимости лекарств.
Гендиректор аптечной сети «Неофарм» Евгений Нифантьев, напротив, считает, что названные ограничения приведут к повышению цен на препараты, не входящие в список ЖНВЛП,— их доля составляет 60% от объема реализации в аптеках. «Кроме того, если уравнять размер максимально допустимой выплаты аптечным сетям, то зарубежные компании получат конкурентное преимущество перед российскими, так как их лекарства стоят дороже, и, соответственно, бонус будет выше»,— рассуждает он. По его словам, чистая прибыль большинства аптечных сетей сегодня и так не превышает 1% от объема продаж: «То есть у нас нет сверхдоходов, которыми можно пожертвовать при ограничении бонусов от производителей».