Специалисты обсудили вопросы проведения доклинических исследований (ДКИ) от этапа фармацевтической разработки кандидата до вывода лекарственного средства на фармацевтический рынок. Особое внимание было уделено принципам составления научно-обоснованной программы доклинических исследований, качеству используемых лабораторных животных и требованиям к отдельным видам ДКИ (фармакологическая безопасность, репродуктивная токсичность, токсикокинетика). В ходе проведенных дискуссий эксперты определили ряд наиболее важных проблем в области ДКИ.
Мария Ковалева (руководитель научно-методической группы, ЗАО «Санкт-Петербургский институт фармации») подчеркнула важность единообразного подхода к представлению данных результатов доклинических исследований, требующихся при формировании модуля 2 и 4 регистрационного досье, представляемого в формате общего технического документа. Говоря о единообразии Александр Хайменов (Руководитель отдела клинических исследований, Представительство фирмы «Д-р Редди’c Лабораторис Лтд.») поднял вопрос терминологических несоответствий в документах, регулирующих проведение токсикологических исследований, в России и за рубежом, в частности:
«Необходимо четко разграничить понятия по изучению местной переносимости (local tolerance) и исследованию местно-раздражающего действия (local irritation). Исследование местной переносимости является комплексным, направленным на изучение способности барьерных систем организма (кожи, слизистых) противостоять воздействию химического агента, определяет биологические резервные возможности барьера в месте введения агента, а в ряде случаев также оценку сенситизирующего потенциала. Как частный случай, выступает оценка фототоксического действия. Изучение местной переносимости, может быть самостоятельным многоэтапным исследованием, проведённым на нескольких тест-системах, а может быть включено в программу по изучению общетоксических свойств. В то же время, исследование местно-раздражающего действия направлено на изучение способности химического вещества вызывать повреждения в месте введения. Поэтому изучаемые в этих исследованиях задачи и методология эксперимента будут отличаться».
Так же Александр Хайменов предложил внести разграничение понятий в методологическую базу научного сообщества и регулятора, и внимательно подходить к вопросу выбора терминологии на стадии подготовки плана исследования. Дискуссию поддержала Марина Макарова (директор, АО «НПО «ДОМ ФАРМАЦИИ»). Глубокое обсуждение коснулось темы необходимости использования лабораторных животных с определенным статусом здоровья. Еленой Шипаевой (руководитель проектов отдела доклинических и клинических исследований Медицинского департамента АО «Р-Фарм») был задан вопрос: «на каком основании можно считать животное, свободным от патогенной флоры и возможно ли разведение таких животных в условиях отечественных вивариев?». На поставленный вопрос ответ дал Валерий Макаров (генеральный директор, ЗАО «Санкт-Петербургский институт фармации»):
«Таким основанием может являться документированное подтверждение проведенных исследований, как минимум по показателям бактериологического и паразитологического контроля. В целом такое подтверждение должно исходить от питомника лабораторных животных, а не от доклинического центра, который этих животных закупает. Сегодня мы готовы проводить все необходимые микробиологические и иные исследования, которые могут подтверждать статус здоровья животных».
Отдельный интерес вызвал доклад о требованиях, предъявляемых к проведению исследований лекарственных средств, применяемых в педиатрической практике. От Екатерины Корсаковой (ведущий менеджер по доклиническим исследованиям, АО «Валента Фарм») поступила просьба прокомментировать необходимость использования неонатальных и/или ювенильных животных при изучении токсических свойств препаратов, предназначенных для детей от 6 месяцев и старше, а также от 3 лет и старше. Свою позицию высказал Кирилл Крышень (руководитель отдела токсикологии и микробиологии, ООО «Институт доклинических исследований»):
«Ответ на этот вопрос зависит от длительности доклинического исследования хронической токсичности препарата. Если начать введение препарата животным в возрасте соответствующем возрасту человека в 6 месяцев и продолжать введение до достижения ими возраста, который будет соответствовать возрасту человека 3 года, то оно может быть проведено в одно исследование. При более коротких сроках доклинического исследования следует провести исследование на животных двух возрастов».
В процессе дискуссии выяснилось, что сегодня нет отечественных руководств или иных документов, которые бы нормировали проведение ДКИ для гериатрических препаратов. Как заметил профессор Валерий Макаров, данный пробел требуется компенсировать. По его словам это отдельная тема, которая требует обсуждения на законодательном уровне, в присутствии представителей фармацевтической отросли, экспертов в области ДКИ и регулятора. Малышева Дарья (менеджер по исследованиям, ООО «НоваМедика») поделилась личным опытом и рядом вопросов, с которыми она столкнулась при разработке комбинированных препаратов: «Важным аспектом доклинической разработки таких препаратов является оценка фармакокинетических и фармакодинамических параметров. В частности, нам важно понимать в каких случаях требуется проводить исследование ADME или in vivo, в каких можно ограничиться литературными данными».
В завершении обучающего курса эксперты сошлись во мнении, что в отрасли доклинических исследований есть ряд недоработок с точки зрения регламентирующих стандартов. Александр Хайменов в качестве примера привел исследования токсикокинетики. По его словам, чрезвычайно важно понимать, не только для каких препаратов необходимы данные исследования, но и использовать релевантных для конкретного препарата животных.
Подводя итог, эксперты высказались о необходимости проведения систематических мероприятий на территории Российской Федерации, в рамках которых могут проводиться открытые дискуссии между Спонсором, испытательным центром и регулятором.
На мероприятии присутствовали ведущие специалисты компаний АО «Вертекс», АО «Р-Фарм», АО «Валента Фарм», ООО «Самсон-Мед», АО «Верофарм», ЗАО «Фарм-Холдинг», ФГБУ «НИИ гриппа им А.А. Смородинцева» Министерства России», ООО «НоваМедика», Представительство Фирмы «Д-р Реддис Лабораторис Ltd.» (Индия) в Москве, ФГУП «НИИ ГПЭЧ», представительство АО «Алкалоид» (Македония), ООО «МК Девелопмент», ООО «Эпитоп», ПАО «Красфарма».