Ротавирусная инфекция (РВИ) занимает лидирующее место в структуре заболеваемости острыми кишечными инфекциями в России и в мире. Высокие распространенность и контагиозность РВИ, особая уязвимость детей первых лет жизни, отсутствие средств этиотропной терапии, возможность развития неблагоприятных исходов – все эти критические факторы требуют принятия мер по своевременной профилактике заболевания. Внедрение программ вакцинации против РВИ началось в 2006 году и уже к 2012 году в более чем 40 странах мира вакцинация против РВИ была включена в Национальные календари прививок. В России заболеваемость острыми кишечными инфекциями составляет свыше 500 случаев на 100 тысяч детского населения, и порядка 70% случаев заболевания вызвано ротавирусами.
«Но в отличие от многих развитых стран, в России прививка от ротавируса пока не включена в Национальный календарь профилактических прививок», — отметила ведущий специалист отдела кишечных инфекций НИИ детских инфекций ФМБА России Мария Бехтерева.
По своему профилю безопасности ротавирусной вакцине не уступает и квадривалентная вакцина против вируса папилломы человека (ВПЧ), которая применяется в мире с 1997 года, считает главный внештатный специалист по педиатрии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Анатолий Симаходский:
«По итогам 2018 года, Подмосковье уступило Санкт-Петербургу пальму первенства по охвату ВПЧ-иммунизацией – 21,9 и 22,2 тыс. прививок соответственно за все годы вакцинации. Большинство вакцинаций для профилактики инфекции, вызванной этим вирусом, в Санкт-Петербурге было проведено квадривалентной вакциной. Она была внедрена в практику 22 года назад. За это время в мире было введено примерно 270 млн доз этой вакцины, ее получили около 90 млн человек».
Что касается полисахаридной пневмококковой вакцины, в России, по мнению специалистов, к настоящему времени накоплен богатый опыт по её применения не только у здоровых лиц, но и у детей и взрослых, страдающих различными хроническими воспалительными заболеваниями легких и составляющих группу риска по течению пневмококковой инфекции, отметил заведующий лабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний НИИВС им. И.И. Мечникова РАН Михаил Костинов.
«Поэтому сегодня в России применяются разные препараты: вакцинация против пневмококковой инфекции детей первых 2-х лет жизни с использованием конъюгированной вакцины по календарю прививок, и для детей старше 2-х лет и взрослых из групп риска применяется полисахаридная пневмококковая вакцина. Данный путь в современной медицине может расцениваться как единственный доказанный метод снижения заболеваемости пневмококковой инфекцией и ее последствий», — считает эксперт.
Заболеваемость корью в Европе достигла исторического максимума за последние десять лет. Ситуация по кори в мире, в том числе в странах Европы, уже третий год остается неблагополучной. За 2018 год в Европейском регионе было зарегистрировано 82 596 случаев заболевания корью, у детей и взрослых, из которых 72 эпизода закончились летальным исходом. В нашей стране число заболевших составило 2 539, показатель заболеваемости в 3,5 раза выше, чем в 2017 году и был 1 летальный исход у ребенка — рассказала руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний Детского научно-клинического центра инфекционных болезней ФМБА России Сусанна Харит.
«В 2019 году тенденция роста заболеваемости корью сохраняется во всем мире. Это связывают со снижением общемирового уровня вакцинации до 78% вместо требуемых 90–95%», — констатировала г-жа Харит.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призывает все страны принять меры, чтобы остановить эпидемию путем более активной вакцинации населения.