В 2020 году закупки лекарств и медизделий, используемых в инъекционной косметологии, упали на 21,3% до примерно 28 млрд рублей. На отрицательную динамику рынка повлияло снижение спроса на эстетические услуги и рост доли контрафактной продукции. Такие результаты показало проведенное в этом году исследование Аналитического бюро GxP News.
В поле анализа попали три крупнейших сегмента, совокупно занимающих более 70% рынка инъекционной косметологии, — ботулотоксины, филлеры и биоревитализанты. Наибольшее падение показала первая категория — объем закупок ботулотоксинов в 2020 году снизился на 23,7% до примерно 7 млрд рублей. Филлеров, используемых в контурной пластике, было приобретено за этот период на 12,2 млрд рублей, на 22,5% меньше, чем годом ранее. Биоревитализанты, потребление которых планомерно снижалось с 2017 года, показали в период пандемии наименьшее падение – на 18,5% до 10,5 млрд рублей.
Определяющее воздействие на динамику закупок препаратов оказало снижение спроса на услуги инъекционной косметологии в период пандемии. Например, если в 2019 году на одного косметолога приходилось в среднем по стране 94,5 процедур, то в 2020 уже 72 процедуры. Вслед за снижением потребительского спроса операторы услуг сократили объем закупаемой продукции.
В 2020 году рынок заметно изменил сезонность. Если до пандемии «пиковыми» месяцами были март-апрель (клиенты готовились к сезону отпусков) и октябрь-ноябрь (в преддверии новогодних каникул), то в 2020 году очереди к косметологам выстраивались в феврале (до начала карантина) и в летние месяцы. «В большинстве субъектов РФ в конце мая уже были сняты ограничения на ведение деятельности, поэтому июнь для многих игроков рынка эстетической медицины стал месяцем реализации отложенного спроса на наши услуги. В этот период средний чек вырос от 5 до 12% (разные показатели в разных субъектах РФ). Это связано тенденцией ходить реже, делать как можно большее количество процедур для долговременного эффекта», — говорит генеральный директор сети клиник «Линлайн», член Совета НАКЭМ Юлия Франгулова.
Кроме того, как отмечает генеральный директор «Аптечки Косметолога» Иван Парунин, на фоне снижения потребительского спроса операторы услуг стали отдавать предпочтение более низким по цене продуктам. Наконец, еще одним негативным фактором стало увеличение поставок «серой» продукции, в том числе контрафакта и подделок. «Очевидно, что в период пандемии «серый», или даже «черный» рынок косметологических инъекций стал больше, чем легальный. По некоторым оценкам, доля незаконного оборота препаратов и изделий в этой отрасли достигла 40%. Я считаю, что наше государство в лице регуляторов должно обратить внимание на эту проблему, так как она напрямую связана с безопасностью и здоровьем пациентов», — говорит генеральный директор компании «Инновация» Кирилл Ястребчиков.
Об исследовании
Исследование проводилось с помощью телефонного опроса с вводом данных в онлайн-платформу и аудиозаписью общения интервьюера с респондентом (CATI). Так как исследование проводилось по сконструированной выборке (для случайной необходим был бы весь список всех косметологов России и более длительный промежуток времени), то для снижения смещений в исследовании использовалось перевзвешивание данных.
Основанием для перевзвешивания были:
- Объективные данные о распределении численности косметологов по федеральным округам и городам федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)
- База данных Федеральной таможенной службы,
- Опрос экспертов-представителей компаний поставщиков и дистрибьюторов из «серого» сектора,
- Данные мониторинга цен на основные бренды анестетиков («Новости GMP»).
Учитывая размер выборки, доверительный интервал исследования («статистическая погрешность») по основным показателям в разрезе Российской Федерации находится в пределах 3,08% (при доверительной вероятности 95%). Исследование обладает высокой валидностью на масштабах российского косметологического рынка в целом.
Для повышения надежности результатов инструментарий исследования – в позиции «ботулотоксины» включал 17 наименований, «филлеры» 105 наименований, «биоревитализанты» 115 наименований. Проводился сплошной контроль проведенных интервью, а также «закрытие» вариантов ответа «другое», что дополнительно позволило скорректировать количество брендов, представленных в исследовании.