Редакция профессионального сообщества «Фарма РФ» совместно с изданием GxP News провела опрос, посвященный дефициту лекарственных препаратов в России. Мы просили участников сообщества рассказать о том, с чем им приходится ежедневно сталкиваться.
Опрос проводился на сайте сообщества «Фарма РФ» с 8 по 22 декабря 2020 г. Свое мнение высказали 520 человек.
Большинство отвечавших (60%) стоят на самом, что ни на есть, переднем крае «фронта» — это сотрудники аптек. Отвечали на вопросы и медработники (16%), а также представители фармдистрибьюторов (5%) и фармпроизводителей (2%). Часть респондентов позиционировали себя как «в данном случае пациент, хотя и работаю в фармотрасли» — таких было 17%.
65 % работников аптек рассказали, что сталкиваются с дефектурой «достаточно часто». Есть среди них и те, кто отметил, что ситуация улучшается и они сталкиваются с дефектурой «реже, чем раньше» — 10%. Наконец, не сталкивался с дефектурой лекарственных препаратов только 1% опрошенных.
Большинство (44%) считают, что «не хватает, в первую очередь препаратов, применяющихся при лечении COVID-19, а также отдельных лекарств других групп». Но почти столько же (43%) говорят, что «наблюдается множественный дефицит самых разных групп препаратов». За наиболее «мягкий» вариант ответа — «дефицит коснулся только препаратов, связанных с лечением новой коронавирусной инфекции, остальные более-менее присутствуют в ассортименте» — проголосовало лишь 13% опрошенных.
Вопрос «Каких препаратов не хватает в первую очередь?» допускал возможность выбрать несколько вариантов ответов. Абсолютное большинство — 85% — подтвердили дефицит антибиотиков; 58% — противовирусных препаратов, 31% — фавипиравира и его дженериков. Лишь 5% респондентов отметили дефицит антисептиков и средств индивидуальной защиты. Еще 25% опрошенных захотели дополнить этот список. Они указали, прежде всего, на недостаток гормональных препаратов и антикоагулянтов. Не хватает также термометров и ингаляторов. Были и такие ответы: «дешевые лекарства, привычные нашему населению: цитрамон (до 10 руб.), аспирин (до 10 руб.)» и «нет препаратов, доступных по цене».
У участников опроса уже сформировалось мнение о распространенности дефицита лекарственных средств. Большинство (58%) считают, что он «распространяется на отдельные группы препаратов, но во всей стране». Полных пессимистов, думающих, что дефицит «распространяется на большинство препаратов во всей стране» все же чуть меньше —23%. Тех, кто полагает, что «дефицит есть, но только на отдельные группы препаратов в отдельных регионах» — 14%. И совсем мало тех, кто думает, что дефицит «распространяется на большинство препаратов, но только в отдельных регионах» и что «дефицита практически нет» — 4% и 1% соответственно.
Профессионалы фармотрасли имеют и свое мнение о причинах происходящего (можно было указать несколько причин). На первом месте, как нетрудно было догадаться — «введение системы маркировки лекарственных препаратов» — ее выделили 87% участника опроса. Маркировка обошла даже «пандемию COVID-19» — ее указали как причину 60% респондентов. Не пользуется популярностью и «политика регулирования цен, проводимая уже несколько лет (цены на ЖНЛВП, ценообразование на другие препараты, правило «третий лишний»)» — 47% участников опроса.
Есть и более-менее объективные причины, такие как «проблемы с импортом субстанций и интермедиатов, необходимых для производства лекарств в России» —50%.
Некоторые участники отметили также «сбои при государственных (муниципальных) закупках препаратов» —21% и «политику крупнейших дистрибьюторов лекарственных средств» —18%.
33 человека пожелали указать свой вариант ответа. Наиболее часто отмечали коррупцию, зарегулированность отрасли. И еще — неумение управленцев прислушиваться к мнению профессионалов.