Вопрос о работе фондов очень неоднозначный. Я считаю, неправильно, что большинство НКО работают с зарубежными врачами. Расхваливая этих врачей, они принижают достижения отечественной медиков.
Приведу пример, на нашем телевидении представители фонда рассказывают, что кишечная пластика мочевого пузыря при полном недержании мочи проводится единственным врачом в мире, и он работает в Лондоне. К моменту этой телепередачи у меня был положительный опыт подобных операций у более чем 170 больных, да и во многих клиниках мира есть большой опыт таких операций. Не понимаю, как такое искажение реальности может распространяться с телеэкрана. Мало того, стоимость подобной операции в Лондоне более 50 тыс. фунтов, а у нас примерно в 30 раз меньше. При этом родители пациента не платят ничего. А наши результаты не уступают результатам лечения в лучших мировых клиниках.
Отчитываясь о результатах лечения фонды говорят об эмоциональной составляющей, а не о фактах. Хирурги за рубежом представляются как «Солнце и звезды». Они находят единственно верный ключик к решению проблемы. Это всегда «руки Бога», «божественная интуиция» или что-то подобное. А о наших врачах –«наделали».
Понимаю, что некоторые отечественные хирурги предпочитают после неудачи сказать родителям пациента, что их случай уникально сложный и исправить его можно лишь за рубежом. Никто не хочет выглядеть непрофессиональным перед своими коллегами и отправить ребенка к более опытному и умелому российскому специалисту. И это следует учитывать. В подобном случае разобраться в том, кто прав крайне сложно.
Вообще в медицине трудно понять кто прав, когда речь идет о редких и сложных заболеваниях. Для этих заболеваний нет международно признанных и доказанных «клинических рекомендаций». Например, я занимаюсь лечением очень редких пороков тазовых органов у детей, частота которых составляет от одного на пять тысяч до одного на миллион детей. Возьмем экстрофию. Мочевой пузырь у этих маленьких пациентов открыт и представлен площадкой слизистой внизу живота в которую впадают мочеточники постоянно выделяющие мочу. Задача хирургов воссоздать в несколько этапов мочевой пузырь, который будет держать мочу, и сохранить функцию почек. Несколько лет назад врачи ведущей в мире клиники Johns Hopkins (США) выпустили статью, описывающую методику лечения этого заболевания путем хирургического закрытия мочевого пузыря с перепиливанием костей таза и сложным послеоперационным лечением в 5-6 недель. Стоимость такого вмешательства составляет в среднем $85 тыс. Мы предлагаем альтернативную, малотравматичную методику без остеотомии, результат – 100%, как и у американцев, но ребенок выписывается уже на 14-е сутки, со второго, а не с 16 дня находится на грудном вскармливании, рост пузыря аналогичный, а все лечение стоит всего около $3 тыс.
У нас есть квалификация, наработанная практика и многолетний опыт. Почему это не использовать? Но нет, фондам это не интересно. В СМИ часто откровенно лгут про нашу квалификацию, отводя нашим врачам нижние строчки в мировой табели о рангах. Кроме того, НКО выгоднее отправлять пациентов за рубеж. Уверен, что детей можно отправлять заграницу, лишь если наши врачи отказываются от помощи или за рубежом есть методы лечения, не освоенные нашими докторами.