Что нужно знать про рынок расходных материалов для лабораторий?
Этот рынок, наверное, самый глобальный из всех возможных ввиду объективных факторов. По данным CAS, на данный момент насчитывается 180 млн зарегистрированных химических соединений, и каждый год этот список пополняется миллионами новых веществ. Конечно, не все эти соединения играют важную роль в нашей жизни, но самый крупный агрегатор продуктов линейки Life Science (FisherSci) имеет в своем ассортименте 2 млн коммерчески доступных артикулов. Для создания такого продукта необходимо налаженное производство со специфическим оборудованием и навыками работы с ним. Невозможно представить ни одной страны мира, которая могла бы объединить несколько десятков тысяч научных групп, специализирующихся на производстве определенных соединений, которая смогла бы закрыться от всего мира. А если эта страна бросит все силы и ресурсы на воспитание у себя такого количество специалистов и снабжение их необходимым оборудованием, то для полной изоляции им потребуется огромное количество времени, и может не хватить локального сырья для производства всех этих миллионов химических соединений в необходимых миру объемах.
Большинство лекарственных препаратов создается не с нуля. Открытие какого-либо нового препарата – это объединение опыта предыдущих поколений ученых со всего мира. Ученые опираются на накопленные знания и подходы, изложенные в статьях их коллег, добавляют свои идеи и приходят к нужному результату. При этом использование накопленных знаний сопровождается использованием тех же расходных материалов, что и у предыдущих коллег. Этот эффект можно наблюдать в нормативной документации препаратов. Если мы производим дженерик американского препарата, то, скорее всего, будем использовать стандарты американской фармакопеи (USP) для подтверждения их качества. А когда локализуем китайское производство, то все предварительные исследования идут на материалах китайских компаний.
Российские лаборатории живут исключительно на импортном сырье. Около 6% всех закупок в портфеле фармкомпании относится к российским производителям. Компания AppScience занимается снабжением продуктами линейки Life Science лабораторий фармацевтических компаний и научных институтов. В ее портфеле поставки из Европы занимают больше 20%, а из Северной Америки – больше 70%. На Азию и Россию в совокупности остается меньше 10%, что отражает одновременно востребованность отечественного сырья среди клиентов и его дефицит на рынке.
Что такое стандартный образец? Это эталон активного вещества, тщательно взвешенный, с определенным объемом. По нему получают представление, сколько активного вещества в лекарственном препарате и насколько последний соответствует нормативам.
По словам президента «Активного компонента» Александра Семенова, российские фармпроизводители полностью зависели от поставок из США и Европы. Стандартные образцы действующих веществ и примесей применяются производителями ежедневно при выпуске каждой новой серии препаратов.
Европейский EDQM объявил о приостановке поставок стандартных образцов в РФ «в связи с недавними событиями на Украине». Американский USP поступил так же. Соответственно, возникла критическая ситуация, которую российские власти и игроки фармацевтического рынка срочно собираются решить. На прошлой неделе на совещании с участием ФБУ «ГИЛС и НП» (структура Минпромторга), Минздрава, ФГУП «Московский эндокринный завод» («Эндофарм») было дано поручение до конца 2022 года закрыть потребности российского рынка.
Заниматься этим должно было ООО «Национальный центр стандартных образцов» (НЦСО), созданное два года назад при ГИЛС и НП. В том же году ФГБУ «Национальный центр экспертизы средств медицинского применения» создало метрологическую службу, которая выпускает стандартные образцы. На начало года предлагалось 60 образцов биологического и пять химического происхождения. Кроме того, стандартные образцы выпускает «Эндофарм», предлагающий на данный момент 28 наименований. К концу года организация планирует синтезировать и аттестовать еще как минимум 115 образов.
Стоит также упомянуть «Активный компонент», подготовивший 75 стандартных образцов активно действующих веществ. Но, к сожалению, российской фармацевтике требуется гораздо больше: не менее 800 образцов для стратегического списка жизненно важных лекарственных препаратов. Так, для антибиотика «Азитромицин» используется 14 примесей, причем на каждую нужен собственный стандартный образец. Сейчас отечественные фармкомпании используют имеющиеся запасы, но у НЦСО уже есть запросы от 59 тысяч отечественных компаний на свыше 47 образцов. Запасов, которые есть сейчас у «Фармасинтеза», хватит на 3-6 месяцев. Аналогичным образом ситуация обстоит и с другими отечественными компаниями. Так, у уральского завода «Медсинтез» запасы есть до конца 2022 года.
Все не так плохо
Картина все же не такая мрачная, как могло бы показаться. Так, те же зарубежные компании, которые приостановили деятельность на территории РФ, не отказывались от сотрудничества. Они не могут осуществлять прямые поставки, в частности потому, что небо над США и ЕС закрыто для России. Это приводит к тому, что те компании, которые раньше закупали стандартные образцы напрямую, лишились этой возможности; при этом все еще остаются работающие опции.
Что конкретно сейчас предпринять фармкомпаниям? Мы видим как минимум два способа решить проблему.
Перейти от прямых закупок к использованию реэкспорта – самостоятельного или партнерского. Некоторые дистрибьюторы уже открыли компании и склады в странах, не поддержавших открыто санкции, и имеют возможность быстро поставлять СО из США и Европы российским фармкомпаниям, а те, в свою очередь, с их помощью могут продолжать регистрировать новые препараты и подтверждать качество уже реализуемых лекарств. Это возможно также и потому, что пока для фармацевтической отрасли как гуманитарно значимой не вводятся прямые санкции или эмбарго на ввоз необходимых расходных материалов.
Найти производителей стандартов в других странах. Альтернативой западным стандартным образцам могут стать СО фармакопей, например, Китая или Индии, а также частных производителей из этих стран. Однако переход на стандарты азиатских стран потребует первичной проверки их качества, а также проведения изменений действующей нормативной документации фармкомпаний. По этой причине стандартные образцы из стран Европы и США в любом случае будут еще востребованы российскими компаниями в течение продолжительного времени, не менее года.
Может ли Россия быстро все решить своими силами?
Вряд ли. Дело в том, что для организации выпуска отечественных стандартных образцов в нужном количестве необходимо будет проделать огромный объем работы. Кроме подготовки нормативной базы, о чем говорилось выше, нужно собрать еще и логистические поставки особо чистых веществ (субстанций), например, из Индии или Китая. Затем понадобится все эти тысячи образцов сертифицировать. Работа действительно огромная, и, пока ее не выполнили, страна будет зависеть от зарубежных поставок. За два года НЦСО добились очень скромных успехов: на рынке СО название организации почти не встречается.
Если страна и справится своими силами, то на это уйдет несколько лет, причем все это время нужно будет по-прежнему импортировать зарубежные стандарты, без них обойтись в ближайшем обозримом будущем не получится. Ну а для доставки нужны отечественные компании, которые помогают настраивать и создавать с нуля новые логистические цепочки. Они позволяют в срок и в нужных количествах поставлять стандартные образцы производителей, которые пока официально приостановили свою деятельность на территории РФ.
При создании новых лекарственных средств, а также актуализации подходов к их оценке качества, находящихся в обращении, важным вопросом стандартизации, является разработка методов контроля качества с применением надежных, точных и чувствительных физико-химических методов, что, в свою очередь, обуславливает необходимость создания и использования стандартных образцов (СО). Таким образом, вопрос доступа к полному перечню стандартных образцов для медицинской и фармацевтической промышленности той или иной квалификации является определяющим и не вызывает сомнения у экспертов и конечных пользователей.
При комплексной оценке сложившейся политической ситуации, хотелось бы отметить, что вопрос доступа к стандартным образцам был поднят ФБУ «Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик» (ФБУ «ГИЛС и НП») еще до прекращения поставок СО в связи с санкционной политикой наших зарубежных партнеров. Отсутствие собственного банка отечественных СО, полная зависимость от поставок из-за рубежа, неустойчивость курса иностранной валюты, сроки поставки, а также высокие цены дистрибьюторов. Именно эти причины побудили руководство ФБУ «ГИЛС и НП» включилось в проект по созданию российских стандартных образцов утвержденного типа в 2020 году создав ООО «Национальный центр стандартных образцов».
При оценке эффективности работы данного подразделения ФБУ «ГИЛС и НП», хотелось бы напомнить, что за несколько лет работы была проделана колоссальная подготовительная работа с нормативными документами и основными положениям по разработке стандартных образцов, применяемых в медицинской и фармацевтической промышленности чего не было сделано на протяжении довольно длительного времени. Именно эта работа позволила сейчас значительно увеличить количество разрабатываемых единовременно наименований СО, а также расширить номенклатуру и перейти к СО примесей. Сразу бы хотелось заметить, что работа с СО примесей значительно отличается от образцов активной фармацевтической субстанции, что связано не только с аттестацией и последующим производством, но и с получением исходных материалов примесей для дальнейшей работы.
К сожалению, следует согласиться с утверждением, что для полного закрытия потребности медицинской и фармацевтической промышленности потребуется несколько лет, так как работа начиналась практически с нуля, но в реализацию данного проекта также вовлечены другие организации, получающие государственную поддержку, а именно Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России (ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России) и Федеральное государственное унитарное предприятие «Московский эндокринный завод» (ФГУП «МЭЗ). Именно благодаря слаженной и согласованной работе всех организаций, задача по созданию банка отечественных стандартных образцов и импортозамещения будет успешно реализована в кратчайшие сроки.
Фармакопейные стандартные образцы, в том числе Европейской фармакопеи (EP) и Фармакопеи США (USP), относятся к первичным стандартным образцам, то есть стандартным образцам, аттестация которых осуществляется без сравнения с существующими стандартными образцами, и используются в качестве «эталона» в том числе для аттестации стандартных образцов предприятия, что позволяет при наличии относительно небольшого их количества осуществлять рутинные операции по контролю качества лекарственных средств на производственной площадке при вводе лекарственных препаратов для медицинского применения в гражданский оборот. Безусловно, в Российской Федерации имеются необходимые для создания национального банка стандартных образцов компетенции, а также существует более 500 производителей лекарственных средств, которые могут выступить в качестве источника кандидатных образцов для аттестации стандартных образцов. Существуют и научно-исследовательские организации, которые обладают опытом для синтеза отдельных веществ и соединений.
Формирование национального банка стандартных образцов проводится в интенсивном режиме при поддержке и контроле Правительства Российской Федерации и требует вовлечения большого количества лиц, поскольку каждая серия стандартного образца характеризуется сроком годности, следовательно, необходимо постоянно проводить испытания кандидатных образцов для поддержания необходимого количества доступных к приобретению стандартных образцов; кроме того, важным элементом работы по аттестации стандартных образцов является проведение исследований их стабильности на протяжении срока годности. В первую очередь проводится разработка стандартных образцов для контроля качества лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дальнейшем работа будет продолжена и в отношении других лекарственных препаратов.