Как помочь людям, которым нужна инвалидная коляска

Ольга Барабанова, фонд «Продвижение»

Мы помогаем людям, которым необходима инвалидная коляска активного типа. Такие коляски невозможно получить от государства, а многим детям они необходимы с самого рождения, другого способа передвигаться у них не будет.

Фонд «Продвижение» появился меньше года назад. Его цель – улучшить качество жизни людей с двигательными нарушениями и обеспечить их мобильность. Инициатором создания фонда стала компания «Кинезис», единственный в России производитель инвалидных колясок, которые позволяют людям вести активную социальную жизнь. 

Инвалидные коляски активного типа разработаны для того, чтобы человек с проблемами опорно-двигательного аппарата смог передвигаться самостоятельно. Они оснащены сложной колесной системой, которая приводится в движение руками или с помощью электроприставки. Некоторые разработаны специально для занятий спортом.

Ежегодно в России инвалидные коляски требуются более 1000 детей в возрасте от трех до пяти лет. Если говорить о взрослых, то запрос на активные коляски мы оцениваем примерно в 12 тысяч в год. Это очень приблизительные подсчеты, а официальной статистики не существует.

Проблемы детей

Получить коляску от государства крайне сложно. То, что мама постоянно носит такого ребенка на руках, врачи почему-то считают нормой. Никто не думает о том, что эта ситуация со временем развивается по негативному сценарию и приводит к инвалидизации всей семьи.

Пространство, в котором может находиться ребенок, ограничено кроваткой, ковриком, стульчиком. У него нет возможности передвигаться по квартире, уже не говоря о том, чтобы пойти в детский сад. Ребенка приговаривают к жизни в четырех стенах. Мама в этих условиях прикована к проблеме и может заниматься только ребенком. Как правило, отцы уходят из таких семей.

Проблемы взрослых

Какие коляски сейчас люди получают от государства? Устройства весом 25 кг из стали, которые не учитывают индивидуальные параметры человека. У людей разная длина рук, ног, ширина таза, у кого-то вообще нет ног. Такие коляски часто не проходят даже в дверной проем, что приводит к тому, что человек оказывается в заточении, так как выбраться за пределы квартиры для него невозможно.

В нашей стране сейчас нет как такового рынка инвалидных колясок, государство не заинтересовано в производстве качественных колясок, оно предоставляет людям преступно плохой продукт.

Активная коляска – это коляска для тех людей, которые могут свободно управлять верхней частью тела.

Вовлеченность в социальные практики

У взрослых людей, оказавшихся в инвалидных колясках, очень разные истории и судьбы. Есть те, кто стал инвалидом, получив травму, есть те, кто на инвалидной коляске передвигается с рождения. Удивительно, но факт: лучше адаптируются и социализируются те, кто получил травму, будучи взрослым человеком.

Вот только одна из историй, которая доказывает, что людям на инвалидных колясках важно знать, что они могут социализироваться, поверить в то, что им доступна обычная жизнь.

Молодой мужчина, по профессии хирург, попал в ДТП. Он лишился обеих ног, потерял возможность работать. Но рядом с ним оказались хорошие друзья, которые и помогли восстановиться. Во-первых, нашли возможность реабилитации в Европе, где его научили ходить на протезах, подобрали качественную инвалидную коляску, с которой он даже смог водить машину. Затем помогли продать его квартиру и купить новую – на первом этаже, в хорошем доме с обустроенной доступной средой. Постепенно он начал возвращаться к жизни: преподавать, консультировать.

А что происходит, если рядом с человеком не оказывается ни таких людей, ни таких возможностей?

Сегодня не существует единой системы маршрутизации, плана адаптации к обычной жизни и бытовой жизни. Все зависит от того, насколько их дом был когда-то оборудован возможностями доступной среды, есть ли родные, знакомые, друзья, которые могут помочь в социализации. Человек остается с проблемами один на один.

Государство фактически вычеркивает таких людей из социальной жизни, выдавая им продукт, не позволяющий чувствовать себя полноценным членом общества. Взаимодействие с Фондом социального страхования тоже превратилось в бег по полосе препятствий. Для примера: недавно наши коллеги из другого благотворительного фонда рассказывали о том, как им всего за девять месяцев удалось добиться инвалидной коляски для ребенка. Сегодня девять месяцев – это рекордно короткий срок для нашей системы.

Какие шаги можно было бы сделать для улучшения ситуации?

  • Во-первых, конечно, это система маршрутизации, то есть адаптация людей к жизни, их социализация, помощь в преодолении уныния. Но маршрутизация не будет иметь необходимого эффекта при отсутствии условий и доступной среды. Поэтому важно создать такие условия. Возможно, стоит провести эксперимент и посадить кого-то из чиновников на инвалидную коляску, чтобы он провел в ней день, при этом с эпидуральной анестезией, чтобы самостоятельно человек не смог встать из нее, – в этом случае ситуация с доступной средой может поменяться.
  • Еще один важный момент – маршрутизация пациентов, когда они попадают в больницу. Сейчас нет фондов и организаций, которые бы на этом специализировались.
  • И наконец, важно формирование в обществе толерантности в отношении людей с инвалидностью, уважения к ним. И это нужно формировать с детского возраста. Например, маленьким подопечным нашего фонда мы дарим куклы на инвалидных колясках. Можно было бы распространять такие игрушки в детских садах, чтобы и дети понимали, что такое состояние встречается и такие люди – тоже члены социума.
  • Безусловно, очень важна психологическая поддержка семьи и работа со всей семьей. Нужно понимать, что на данный момент человек на инвалидной коляске – это фактически инвалидизация всей семьи. И любые сервисы, направленные на адаптацию семьи к такой ситуации, будут востребованы. Второе перспективное направление – обучающие курсы для социальных работников, это тоже будет способствовать адаптации людей с инвалидностью.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Exit mobile version