Гинекология и эстетическая медицина: практика междисциплинарного подхода

0

Междисциплинарный подход признан организаторами здравоохранения одним из главных инструментов развития эффективной системы оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения в России. Формирование взаимодействия между врачами разных специальностей внутри одного медучреждения становится актуальной тенденцией частной медицины. Разбираем один из примеров выстраивания междисциплинарного подхода вместе с Еленой Пискуновой, заведующей гинекологическим отделением екатеринбургского Центра косметологии и пластической хирургии им. Нудельмана, крупнейшей российской частной клиники по числу пластических операций. 

В вашей клинике гинекологи занимаются не только проблемами женского здоровья, но и подбирают пациентам так называемую антиэйдж (антивозрастную) терапию, назначая комплекс процедур, направленных на замедление старения клеток организма. Как была сформирована такая практика?

Учитывая тот факт, что отделение гинекологии создавалось в уже успешно существующем центре пластической хирургии для его пациентов, запрос на красивое и здоровое долголетие ставился перед нами, гинекологами, сразу. У нас концентрируются пациентки, предъявляющие особые требования к своей внешности, а вопрос красоты и молодости неразделим с вопросом здоровья. Возрастные проблемы женщины влияют не только на ее внешность, но и на общее самочувствие, социальную активность, вообще на желание и возможность жить полноценно в любом возрасте. И уже в 2003 году центр, а точнее, его организатор и наш директор, пластический хирург и очень мудрый человек Сергей Владимирович Нудельман, отправил в Брюссель, в Европейскую академию антиэйдж-медицины, гинеколога-эндокринолога нашего отделения. Через два года мы получили дипломированного специалиста и на полном основании занялись этим направлением, выстроив четкий алгоритм обследования и ведения пациентов.

Сегодня широко и часто употребляется термин «превентивная», персонифицированная медицина. На смену общим, «средним по больнице», методам приходит индивидуальная терапия, учитывающая особенности и запросы каждого пациента. Мы так работаем уже 19 лет. Наши пациентки приходят изначально с желанием обсудить связанные с возрастом проблемы и получают алгоритм действий для их решения и профилактирования. Алгоритм, который помогает жить качественно, несмотря на возраст.

Как вы объясняете пациентам, что им нужна помощь не только пластического хирурга, но и гинеколога?

Да, люди при наступлении возрастных изменений внешности обращаются к пластическим хирургам. Но омолаживающая операция (может быть, не очень красиво звучит) – это механический вариант подтягивания тканей. Цвет тканей, эффект после операции, с одной стороны, безусловно, зависят от искусства пластического хирурга, от ведения послеоперационного периода. Но гормональный фон, не только в гинекологическом аспекте (эстрогены, тестостерон), но и гормоны щитовидной железы, инсулин, кортизол и так далее, – это основа для сохранения длительного, а главное, выраженного эффекта от омолаживающей пластики.

Насколько с этим подходом согласны пластические хирурги?

Вы не поверите, но уже согласны. И не только наши пластические хирурги, но и доктора во всем мире.

Мы неоднократно выступали с докладами о влиянии заместительной гормонотерапии на оптимизацию результатов пластических операций на мировых и российских конгрессах, опубликованы научные работы, в том числе в англоязычных изданиях.

Мы провели большое исследование, в котором участвовали женщины, часть из которых получала заместительную терапию, другая часть в ней не нуждалась, и третьей она была противопоказана. Полученные результаты опубликованы. Исследования подтвердили, что после больших операций на лице и шее та часть, которая либо не нуждалась, либо получала заместительную терапию, имела более короткий реабилитационный период, большую субъективную удовлетворенность и лучшее самочувствие. Конечно, нам помогали врачи-реабилитологи (физиотерапевты, дерматологи, косметологи) отделения восстановительного лечения. В нашем центре это отделение выделено в самостоятельное подразделение, которое занимается реабилитацией пациенток после больших сочетанных операций. Эти замечательные специалисты за 20 лет активной практики выработали подходы и программы комплексных восстановительных процедур. Они измеряли эластичность кожи, ее тургор, проводили опросы, собирали и учитывали неврологические жалобы, отечность тканей и многое другое.

То, о чем мы докладываем, неизменно вызывает большой интерес к нашему подходу и к нашему, не побоюсь этого слова, уникальному опыту. И это правда. Сочетание на одной территории и работа многопрофильной командой в сфере пластической хирургии – уникальный опыт, единственный на сегодняшний день в Европе. Опыт, который вызывает добрую зависть коллег: они тоже хотели бы иметь такую команду смежных специалистов в своем учреждении.

Одно из направлений клиники — лечение ожирения. Как гинекологи взаимодействуют с эндокринологами?

К нам обращаются люди с порой серьезным весом – 100 кг и более, некоторых в клинику привозят на колясках. И конечно, сразу подключаются эндокринологи, гастроэнтерологи, словом, целая команда специалистов, цель которой – выявить причину ожирения, разработать индивидуальный план лечения, определить время и последовательность подготовительных и реабилитационных мероприятий, чтобы удержать результат, который однозначно будет получен.

И здесь для гинекологов тоже большое поле для работы. Пациенты с ожирением имеют свои особенности. Мы не даем таблетку для похудения. Главное, что мы объясняем женщинам: наша схема лечения – один из кирпичиков, причем очень значимый, который позволяет изменить эстрогеновый фон, решить эндокринные проблемы (инсулинорезистентность, работа гормонов щитовидной железы). Подключаются гастроэнтерологи, диетологи, велнес-специалисты. Наши хирурги выполняют операции – бариатрические и постбариатрические. И пациент видит, что все необходимое для повышения его качества жизни и здоровья он получает в одном месте, в одной клинике, а это очень ценно.

Как работает междисциплинарный подход при проведении хирургических вмешательств?

Мы удаляем кисты, матку через влагалищный доступ, также выполняем хирургическое лечение недержания мочи. Плюс есть большой запрос на интимную пластику. Сейчас очень востребована контурная пластика липофилингом – аугментация жиром. И пластические хирурги, и гинекологи часто занимаются этими вопросами вместе. У нас очень серьезно проработан симультанный подход. Наша пациентка при необходимости – а это, как правило, не редкость – за один наркоз получает несколько операций, одновременно решая не только эстетические вопросы, но и проблемы здоровья. В таком случае и пластический хирург оперирует, и общий хирург подходит, и гинеколог, и даже травматолог, если надо, может решить свои вопросы, начиная от вальгусной деформации и заканчивая артроскопией. И этот опыт, который нарабатывается годами, тоже уникален. Мы знаем, какие операции могут сочетаться, как будет протекать послеоперационный период, какие будут особенности. Наши коллеги-гинекологи в других регионах очень прислушиваются именно к этому опыту: его трудно наработать. Мы тесно и плодотворно сотрудничаем с московскими клиниками, например, с профессором, доктором медицинских наук, руководителем отделения реабилитации и эстетической гинекологии Инной Анатольевной Аполихиной из Национального медицинского исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В. И. Кулакова. В этом году у нас вышла совместная книга именно по эстетической гинекологии, где собраны разные методики, моя глава была именно по эстетической хирургии.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Exit mobile version