Хорошими врачами становятся не в вузах. Молодым специалистам, кроме качественного образования, требуются как минимум практический опыт и внутренняя мотивация для профессионального роста. И с тем, и с другим возникают проблемы. Представители профессионального сообщества и преподаватели ведущих вузов советуют, как их решить.
Педагогам нужна практика
Отечественное офтальмологическое образование достойно похвалы: фундаментальные дисциплины преподаются на хорошем уровне, сходятся во мнении опрошенные GxP News эксперты. Базовые знания у наших врачей нередко лучше, чем у иностранных коллег.
«В нашей стране богатые традиции офтальмологического образования. Студенты начинают набирать опыт и практические навыки в ординатуре раньше, чем за рубежом, и к концу второго года многие готовы самостоятельно делать несложные операции», – рассказывает Алексей Егоров, профессор кафедры офтальмологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова, заведующий офтальмологическим отделением госпиталя для ветеранов войны № 2 ДЗМ. По его словам, недостатка в кадрах госпиталь не испытывает, поскольку растет число ординаторов, желающих стать офтальмологами.
Впрочем, это не значит, что в медицинском образовании нет пробелов. Большинство трудностей испытывает система подготовки узких специалистов, отмечает коллега Егорова по кафедре офтальмологии РНИМУ и начальник офтальмологического отделения Центрального военного клинического госпиталя им. П. В. Мандрыка Минобороны РФ Александр Куроедов.
Медицинским вузам не хватает хороших педагогов с совокупностью практического и научного опыта. Большая часть нынешних преподавателей пришли в профессию в 1990-е годы, и далеко не все из них отвечают требованиям, предъявляемым к сотруднику современного медвуза, объясняет Куроедов. Необходимо уделять больше внимания подготовке педагогов и увеличивать зарплату профессорско-преподавательского состава, уверен Сергей Кочергин, профессор кафедры офтальмологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования.
Врачам нужна мотивация
Значительная часть студентов и молодых специалистов плохо владеет английским языком, и это еще одна большая проблема, считает Куроедов. Кроме того, молодые врачи практически не читают специализированную литературу, и лишь единицы из них стремятся приобрести новые знания.
Исключение составляют слушатели преподавателей, сумевших увлечь своей темой и привить стремление к саморазвитию, отмечает Александр Куроедов. Нужны квалифицированные и талантливые педагоги, способные заинтересовать студентов. Квалификация специалиста зависит от того, готов ли он развиваться, нарабатывать клинический опыт и отвечать за свою работу.
Видят эксперты недостатки и в самой системе образования, ориентированной на тесты, баллы и получение информации от поверхностного чтения. Гонка за электронным образованием также значительно снижает качество обучения, предупреждает Куроедов.
Совершенствование образовательной программы, разработка интерактивных образовательных модулей – прогрессивный путь, но за компьютером медицинское образование не получишь, соглашается профессор Егоров. «В медицине необходимо личное присутствие», – настаивает он.
Запрос на знания
У офтальмологов интерес к полнотекстовым научным статьям и исследованиям даже выше, чем у врачебного сообщества в целом, показала серия исследований, проведенных GxP News и «Врачи РФ»*. 55% офтальмологов заявили, что хотят получать информацию об эффективности медицинских препаратов из первоисточников. Это больше, чем среди врачей всех специальностей (средняя цифра по отрасли – 41%).
Любой специалист теперь может получать дополнительную информацию в интернете, слушать вебинары и лекции и даже проходить тестирование, получать баллы, но это не заменит живого общения преподавателя и учащегося, добавляет Кочергин. Тестирование не способно дать объективных представлений о компетентности врача.
Главный недостаток современного образования заключается в том, что студенты и выпускники вузов мало работают в реальной клинической практике, считает Ирина Лопатина, главный врач сети офтальмологических клиник «Доктор Глазов». Именно на практике можно применить университетские знания, осознать пробелы в образовании и восполнить их, наработать опыт, позволяющий принимать самостоятельные решения, перечисляет она.
Самая большая проблема в подготовке офтальмологов-хирургов и ретинологов – бюрократическая система. Она не позволяет лечащему врачу доверить выполнение операции молодому специалисту, аспиранту или ординатору, не состоящему в штате учреждения, объясняет Куроедов. «Для хирурга важно не только хорошее образование, но и навыки операций», – уточняет он. Сейчас же у клинического ординатора нет права даже поставить подпись в истории болезни. Он может только наблюдать за лечащим врачом.
«Необходимо изменить систему приобретения практического опыта молодыми врачами. Они должны в полном объеме обучаться на рабочих местах в присутствии опытного наставника и нести полную ответственность за пациента», – полагает Александр Куроедов.
В обучении упор делается на клинические рекомендации, принципы диагностики и лечения заболеваний, но эта информация быстро устаревает: появляются новые исследования, техники лечения и фармпрепараты, рассуждает Сергей Кочергин. Квалификация специалиста зависит от того, готов ли он развиваться, нарабатывать клинический опыт и нести профессиональную ответственность за свою деятельность, заключает он.
* Период проведения: январь 2020 – февраль 2021 года.
Материал опубликован в специальном выпуске журнала «Новости GxP», 2021.