C нецелевым использованием спиртосодержащих лекарственных препаратов необходимо бороться

0

Надежда Дараган
С целью выполнения поручения президента о доведении продолжительности жизни в России до 78 лет к 2030 году в Общественной палате предложили ограничить продажу аптечных жидкостей с содержанием этилового спирта выше 30%, предназначенных для употребления внутрь.

Национальная ассоциация производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий «АПФ» разделяет мнение о необходимости бороться с нелегальным оборотом алкоголя и нецелевым использованием спиртосодержащих лекарственных препаратов. При этом отмечает следующее: в настоящее время производственная деятельность предприятий – производителей лекарственных средств, в том числе спиртосодержащих, полностью урегулирована действующими законодательными, нормативными правовыми актами.

Производитель лекарственных средств после оформления отгрузочных документов в адрес покупателя (дистрибьютор, аптека, ЛПУ) отчитывается в ЕГАИС об объемах продаж продукции, декларируя объем. При этом все указанные действия находятся в поле зрения Росалкогольтабакконтроля.

61-ФЗ введена система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения (МДЛП), согласно которой производители всех лекарственных препаратов для медицинского применения наносят средства идентификации на первичную или вторичную (потребительскую) упаковку.

Система МДЛП работает эффективно, и всегда можно проследить, куда направлена конкретная упаковка лекарственного препарата, в том числе спиртосодержащего. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2023 года № 2163, Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками обеспечивается доступ к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, в целях осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, утверждение члена Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Султана Хамзаева, что «бороться надо не с аптеками, а с заводами, которые под видом лекарственных препаратов делают нелегальный алкоголь и разливают его по фанфурикам», необоснованно.

В настоящее время в связи с увеличением побочных действий химических лекарственных препаратов в мировой практике растет применение препаратов из лекарственного сырья природного происхождения (растительного, животного и минерального) и, следовательно, их производство.

Лекарственные препараты в виде настоек, экстрактов и эликсиров востребованы населением нашей страны, и особенно его малоимущими слоями.

Группа больных, принимающих эти препараты, весьма велика, к ней относятся в первую очередь пациенты, у которых имеется аллергическая реакция на синтетические препараты.

Таким образом, утверждение зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Алексея Куринного о том, что спиртосодержащие лекарственные препараты не имеют клинического эффекта, бездоказательно.

Большинство биологически активных веществ (флавоноиды, гликозиды и т. п.) извлекаются из растительного сырья этиловым спиртом. Извлечь достаточное количество биологически активных веществ другим экстрагентом, например водой, не представляется возможным, так как при экстракции в воду переходят наименее ценные вещества, так называемые балластные вещества.

Сухие экстракты и таблетированные формы препаратов из растительного сырья не могут полностью заменить спиртосодержащие лекарственные препараты, поскольку в процессе производства сухих экстрактов извлекаются другие биологически активные компоненты, а лекарственные формы в виде сухих экстрактов и таблеток имеют меньшую биодоступность.

Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 года № 201 установлены правила формирования перечня спиртосодержащих лекарственных препаратов, на деятельность по производству, изготовлению и (или) обороту которых не распространяется действие федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, согласно которым определено, что объем потребительской тары (упаковки) не должен позволять использовать эти лекарства в качестве заменителя алкогольной продукции, при этом розничная цена спиртосодержащего лекарственного препарата при сравнении в сопоставимых объемах по потребительской таре (упаковке) и содержанию этилового спирта должна быть выше розничной цены на водку.

Хотелось бы обратить внимание членов Общественной палаты на тот факт, что в настоящее время выпускается огромное количество парфюмерно-косметической продукции.

Анализ рынка спиртосодержащей продукции показал наличие на нем большого количества парфюмерно-косметической продукции в виде лосьонов с названиями, часто совпадающими с наименованием лекарственных препаратов. Так, в продаже имеются косметические лосьоны (содержание этилового спирта 60-75%): «Боярышник», «Зверобой», «Перец», «Кедровый», «Хлебный», «Пшеничный», «Ржаной», «Медовый» и т. п. При этом компании – производители данной продукции в своей рекламе отмечают, что используют спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, с натуральными, а не химическими добавками. Такая «парфюмерно-косметическая» продукция имеется в свободной продаже (супермаркетах, киосках, табачных киосках и т. п.), а также по интернету и имеет низкую цену. Известно, что именно эта продукция используется определенной частью населения не по назначению, а в качестве алкогольных напитков.

Целесообразно проанализировать в первую очередь производство и реализацию именно этой парфюмерно-косметической продукции и принять меры по предотвращению использования этой продукции в качестве заменителя алкоголя.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

WordPress Ads
Exit mobile version