За последние два года ситуация с лечением гепатита С изменилась кардинально ‒ и в лучшую сторону. Однако остается ряд вопросов, без решения которых элиминации заболевания не произойдет. В первую очередь это финансирование лекарственной терапии, обеспечение пациентов с хроническим гепатитом С необходимыми препаратами.
Сейчас лекобеспечение больных идет в рамках ОМС, но такой формат предусматривает ежедневное посещение пациентами дневных стационаров на протяжении всего курса лечения или требует госпитализации в круглосуточный стационар. Так как в среднем продолжительность лечения составляет 12 недель, то необходимость ежедневных визитов в стационар вызывает целый ряд вопросов. В первую очередь это обременение для пациентов, которые не всегда легко и быстро могут добраться до стационара. В среднем по регионам время в пути составляет 2-2,5 часа только в одну сторону. И для чего? Чтобы пациент получил от врача одну (!) таблетку.
Все это происходит на фоне того, что в медикаментозном лечении гепатита С уже произошел существенный прорыв, как с точки зрения эффективности лечения, так и с точки зрения его безопасности.
Современные таблетированные препараты хорошо переносятся и эффективно работают. В подавляющем большинстве случаев их применение не требует дополнительного мониторинга, что прописано в клинических рекомендациях, адресованных практикующим врачам и содержащих разъяснения по вопросам оказания надлежащей медицинской помощи в конкретной клинической ситуации.
Такой формат взаимодействия врач ‒ пациент обесценивает работу и статус медицинского работника, функции которого сведены к банальной выдаче таблетки. Что делать с человеком в этом дневном стационаре далее, остается загадкой. Очевидно, что система ОМС ‒ это прокрустово ложе (в том случае, если речь идет о лечении гепатитов).
У пациентов, находящихся на начальной стадии заболевания, которая клинически никак не проявляется, приверженность лечению очень низка. Они не готовы вырывать себя из социальной жизни, сутками сидеть в стационаре, жертвуя своим временем ради приема одной таблетки в стационаре. Более того, эта ситуация стимулирует востребованность рынка «серых» лекарств и приводит туда пациентов.
На закономерный вопрос, что дальше, могу предположить ‒ есть два позитивных сценария. Система ОМС становится пациентоориентированной в этой части, или же гепатит С нужно выводить в другую систему, как это произошло с лечением ВИЧ-инфекций, высокозатратных нозологий и ССЗ. Вывоз заболевания в амбулаторное звено, приближение лекарственной терапии к пациенту позволит экономить время специалистов. Да, именно они назначают терапию, контролируют процесс лечения, но выписывать рецепты может участковый терапевт.
Второй важный блок проблем с лечением гепатита С – финансовое обеспечение лекарственной терапии, без которого элиминации заболевания не произойдет, тогда как это основная задача всего процесса.
Необходимы централизованные закупки, которые остаются контролируемой формой экономических отношений (в отличие от субсидий). Именно централизованные закупки позволяют обеспечить разные схемы лечения заболевания, поэтому наряду с выводом терапии в амбулаторное звено должен быть решен вопрос о выделении дополнительных средств на лекарственные препараты. До сих пор не решен вопрос ценообразования, имеет смысл, как это делается в других сферах здравоохранения, вести переговоры с компаниями в формате «объем – цена».
Функционирующая система должна быть прозрачна, эффективна и удобна для врача и пациента. Сегодняшняя ситуация, к сожалению, таковой не является: многое нужно модернизировать. В противном случае мы можем оказаться в ситуации, когда государственные средства выделены, а пациенты просто не пришли на терапию. Создать комфортные условия для приверженности лечению и назначениям врача – непростая, но решаемая задача.