Председатель правления Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС Алексей Кедрин – о новых механизмах планирования в отрасли
Взаимодействие стран — участниц ЕАЭС влияет на те процессы, которые происходят на российском рынке. Свидетельство тому — рост количества выданных регистрационных удостоверений на лекарственные препараты, которыми обеспечиваются пациенты на территории Союза.
Нельзя сказать, что все проблемы на сегодняшний день решены. Рынок лекарственной продукции увеличивается, но есть сопутствующие сложности. Интеграция продолжается, и, чтобы она проходила более слаженно и динамично, наша задача — аргументированно и внятно рассказывать регуляторам ЕАЭС о том, какие барьеры для эффективного сотрудничества сегодня существуют. Пока в рамках Союза есть препятствия, которые не позволяют лекарственному препарату, зарегистрированному по праву ЕАЭС , участвовать в государственных торгах в тех или иных странах. Иногда эти преграды создаются искусственно.
Тренд на формирование кооперационных проектов в рамках ЕАЭС, по которым Евразийская экономическая комиссия компенсирует процентную ставку по кредитам, оказался неперспективным для фармотрасли. Такие проекты должны осуществляться при участии как минимум трех стран, что при производстве лекарств организовать крайне сложно. Жизнь показала, что препараты проще и дешевле произвести в одной стране, чем разделять производство на три территории.
Мы видим, что сейчас в некоторых странах Союза идет активная работа иностранных компаний, что вполне понятно. Наша ассоциация готова оказывать всяческое содействие развитию единого рынка ЕАЭС в интересах наших пациентов. У нас нет противоречий с иностранными коллегами — у нас один рынок, и правила работы едины и понятны для всех. Профильные ассоциации , отдельные компании, регуляторы по-прежнему выступают за то, чтобы импортные препараты поступали на рынок.
Одной из важнейших проблем на сегодняшний день остается отсутствие прогноза востребованности лекарственных препаратов. Безусловно, есть компании, готовые делать долгосрочные инвестиции в создание инновационных препаратов, но для этого у таких предприятий должно быть понимание не только собственных возможностей, но и того, какого вида лекарства и для каких нозологий будут востребованы через 5-15 лет. Для того чтобы получать такие прогнозы, сначала важно договориться, по какой методике участники рынка — регуляторные органы, научное сообщество и производители — будут их составлять.
Важным вопросом остается изменение динамики создания отечественных фармсубстанций
Сейчас в Сеченовском университете начали очень интересный проект — там создают первую систему раннего сканирования горизонтов (РСГ), которая поможет ускорить вывод на рынок инновационных российских лекарств для лечения социально значимых заболеваний. Система РСГ основывается на использовании современных технологий, таких как искусственный интеллект и анализ больших данных. Благодаря платформе можно будет улучшить мониторинг новых технологий и своевременно выводить их на рынок. Мы как ассоциация участвовали в разработке проекта, поддерживаем его и считаем, что система РСГ принципиально важна для российского фармацевтического сектора. Сейчас необходимо дождаться результатов, увидеть, что будет получаться в части формирования методики, и понять, удастся ли разовому проекту трансформироваться в постоянный и востребованный трек.
Еще раз подчеркну, что наличие общей методики, которая позволит делать регулярные прогнозы того, как может выглядеть рынок лекарств в ближней и среднесрочной перспективе, критически важно для отрасли. Это необходимо для бизнеса , который берет на себя риски, вкладываясь в разработки и новых молекул, и новых препаратов. Компании должны понимать, учитывая и стратегию регулятора, какие препараты будут востребованы, а значит, экономически эффективны.
Сейчас проходит согласование механизма «второй лишний» с федеральными органами исполнительной власти. Его окончательная конфигурация ощутимо повлияет на то, какие лекарственные препараты исходя из формирования перечня стратегически значимых лекарственных средств смогут получать наибольшую поддержку государства на торгах. Механизм «второй лишний» отдает преференции тем участникам отрасли, чье производство локализовано. Задача такого подхода очевидна — снизить зависимость российских пациентов от внешних рисков.
Важным вопросом остается изменение динамики создания отечественных фармсубстанций. Наличие собственных фармсубстанций — гарантия защиты и рынка, и пациентов на территории как России, так и ЕАЭС. Введение системы прослеживаемости поможет тем компаниям , которые инвестировали в создание субстанции, им не придется сталкиваться с нечистоплотной конкуренцией.
Очевидно, что запуск как системы прослеживаемости, так и механизма «второй лишний» станет толчком для развития общего фармрынка ЕАЭС.