Устойчивые к антибиотикам бактериальные заболевания становятся причиной смерти миллионов людей. По всему миру растет смертность от сепсиса, а в ряде стран выявлены случаи туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью. Можно ли замедлить повышение резистентности патогенных бактерий к антибиотикам, разбирались «Новости GxP».
Чрезвычайная ситуация
К 2050 году число смертей, связанных непосредственно с устойчивостью к антибиотикам, достигнет почти 2 млн человек в год. Еще 8,2 млн человек будут умирать ежегодно от косвенных причин, которые тем не менее также спровоцированы антибиотикорезистентностью. Это на 68 и 75% больше по сравнению с числом смертей, которые произошли в 2022 году и были прямо и косвенно связаны с устойчивостью организма человека к бактериям. Таким образом, за оставшиеся до 2050-го годы от антибиотикорезистентности и косвенных причин, с ней связанных, суммарно может погибнуть около 200 млн человек (39 млн «прямых» смертей и еще 169 млн «косвенных»). К такому выводу пришла международная группа исследователей – результаты их работы Global burden of bacterial antimicrobial resistance 1990–2021: a systematic analysis with forecasts to 2050 опубликованы в журнале The Lancet. «Новости GxP» ознакомились с публикацией.
Угроза растёт с возрастом
Особенно уязвимы к антимикробной резистентности, согласно выводам ученых, пожилые люди: смертность от связанных с ней заболеваний среди лиц старше 70 лет уже увеличилась на 80% с 1990 по 2021 год. Повышенная опасность антибиотикорезистентности в этой возрастной группе объясняется несколькими причинами. Во-первых, по мере старения населения все больше людей страдают от хронических неинфекционных заболеваний, которые способствуют развитию сепсиса. Согласно статистике, у детей младше пяти лет смертность от сепсиса снизилась более чем на 60% за последний 31 год. Однако у людей в возрасте пяти лет и старше смертность от сепсиса за исследуемый период более чем удвоилась: с 8,81 млн до 18,7 млн. Причем большая доля среди умерших от сепсиса – пожилые люди. Исследователи полагают, что причина этого – в резистентности. «Когда кто-то умирает от сепсиса, вероятность того, что организм, вызывающий инфекцию, устойчив к лекарствам, в 2019 году на 25% выше по сравнению с 1990 годом», – отмечается в публикации.
Во-вторых, вмешательства, которые эффективны для более молодых возрастных групп, такие как вакцины, могут быть менее эффективны у пожилых людей. К примеру, при применении пневмококковой вакцины снижение иммунитета, которое нередко наблюдается у пожилых людей, приводит к менее стойкому ответу антител. В-третьих, пожилые люди с большей вероятностью будут испытывать побочные эффекты от конкретных противомикробных препаратов. В-четвертых, у взрослых чаще наблюдаются сопутствующие заболевания, которые приводят к иммунодефицитам и повышают риск инфекций. Об этом, в частности, свидетельствует быстрый рост распространенности диабета среди пожилых людей и сопутствующий ему рост бремени грамотрицательных инфекций.
Проблема преимущественно будет затрагивать (а также уже затрагивает) страны с низким и средним уровнем доходов, особенно регионы Африки к югу от Сахары и Южной Азии, где уже сейчас часто встречаются случаи туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью. Однако, согласно более раннему прогнозу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), страны с высоким уровнем развития также будут уязвимы – там будет происходить порядка одной пятой всех смертей (по данным ВОЗ, это примерно 2,4 млн человек в год).
Рост антибиотикорезистентности и вызываемые ею смерти приведут к повышению нагрузки на национальные системы здравоохранения в разных странах. В среднем ученые оценивают потери ВВП для различных государств в $1–3 трлн к 2030 году.
Исследование охватывает данные о 22 патогенах, 84 комбинациях лекарств и бактерий и 11 инфекционных синдромах, включая менингит и сепсис. Анализ был основан на анамнезе 520 млн человек всех возрастов из 204 стран мира. Источниками информации служили в том числе данные больниц, записи о смерти и данные об использовании антибиотиков.
«Это знаковое исследование подтверждает, что мир сталкивается с чрезвычайной ситуацией, связанной с применением антибиотиков, с разрушительными человеческими жертвами для семей и сообществ по всему миру», – приводит заявление члена Межведомственной координационной группы ООН по устойчивости к противомикробным препаратам Салли Дэвис Reuters.
Разработка новых противомикробных препаратов для грамотрицательных бактерий должна быть приоритетной, учитывая значительный рост устойчивости. Новые усилия по профилактике устойчивых к антибиотикам бактериальных заболеваний должны оставаться приоритетом для лиц, определяющих политику глобального здравоохранения, говорится в исследовании.
Стратегия и рекомендации
Устойчивость к антибиотикам возникает из-за неправильного и чрезмерного использования препаратов для лечения и профилактики инфекций у людей и животных, подчеркивает Всемирная организация здравоохранения. Решение кажется очевидным: доступ к более качественному лечению серьезных инфекций, новым вакцинам для предотвращения инфекций и более разумным медицинским протоколам, которые ограничивают применение антибиотиков. И в целом бороться с проблемой нужно именно таким образом. По данным ученых, этот подход может спасти в общей сложности 92 млн. жизней в период с 2025 по 2050 год.
Однако есть и сложности. В частности, на мировой рынок в последнее время выходит все меньше инновационных препаратов для борьбы с наиболее опасными и резистентными патогенами.
рост антибиотикорезистентности и вызываемые ею смерти приведут к повышению нагрузки на национальные системы здравоохранения в разных странах
Первый антибиотик, пенициллин, был применен для лечения человека 80 лет назад, и он до сих пор используется. Пенициллин высокоэффективен для лечения сифилиса, тонзиллита и фарингита. Вместе с тем сегодня на рынке доступно уже более 20 классов антибиотиков, еще больше – различных групп, но самая многочисленная – это препараты как раз из пенициллиновой группы. Также активно используются цефалоспорины и макролиды.
Однако в последние годы перечень эффективных антибиотиков стремительно сокращается на фоне растущей резистентности к антимикробным препаратам, а новых выпускают все меньше.
Медлительность фармкомпаний объясняется рядом причин, основные из которых – сложность поиска безопасного для человека вещества, которое вместе с тем будет эффективно против бактерий; риски появления в ходе разработки новых механизмов устойчивости, а значит, вероятность несостоятельности исследований; относительно невысокие по сравнению с другими препаратами (к примеру, от депрессии или тревожных расстройств) прибыли от продаж антибиотиков, притом что затраты на разработку крайне велики.
Согласно данным ВОЗ, в 2019 году в стадии разработок было 32 препарата, направленных на борьбу с наиболее опасными патогенами (первого приоритета по классификации организации), и только 6 из них были в итоге признаны инновационными. Но и они со временем могут стать неэффективны, поскольку процесс развития устойчивости не останавливается. Это означает, что человечество в будущем может снова оказаться в до антибиотической эре, если не будут приняты достаточные меры по профилактике антибиотикорезистентности.
92 млн. жизней в период с 2025 по 2050 год может спасти доступ к инновационному лечению инфекций
В России для предупреждения появления и снижения скорости развития устойчивости к антибиотикам разработали стратегию предупреждения распространения антимикробной резистентности до 2030 года. В 2024 году к ней утвердили план мероприятий, предполагающий разработку и актуализацию клинических рекомендаций и стандартов по вопросам оказания медицинской помощи при инфекционных и паразитарных заболеваниях с учетом применения оптимальных схем противомикробной терапии. Одно из последних достижений в борьбе с антибиотикорезистентностью – принятие Минздравом нового стандарта медицинской помощи взрослым при ОРВИ, исключающего применение антибиотиков.