Обсуждая тему ожирения, мы фокусируем свое внимание на научных достижениях, которые фармацевтическая промышленность смогла реализовать, создав эффективные лекарственные препараты, помогающие решить существующую проблему. Но в большинстве случаев ее могло и не возникнуть, если бы еще в детстве на лишний вес ребенка обратили внимание и родители, и врачи. Считается, что у 30-50% детей с избыточной массой тела она сохраняется и во взрослом периоде жизни и является предиктором различных патологий.
Сегодня самым частым эндокринным заболеванием у детей в России и мире является именно ожирение. Несмотря на все предпринимаемые медицинским сообществом усилия, его распространенность неуклонно растет. Один из самых негативных трендов — увеличение количества детей с ожирением до 5 лет. По мнению специалистов, серьезную опасность представляет его недооценка родителями и обществом в целом. «Мы потеряли контроль над детским здоровьем, начиная с дошкольного возраста, — считает Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов. — Мы, как Союз пациентов, считаем, что уровень просвещенности родителей в плане воспитания пищевого поведения оставляет желать лучшего».
Более того, среди врачебного сообщества отсутствует единый подход к ребенку с избытком массы тела, и в первую очередь это «гиподиагностика». Очевидно, что методологические подходы необходимо совершенствовать.
«Есть консенсус о необходимости создания порядка оказания медицинской помощи пациентам с ожирением для взрослого и детского населения. Мы считаем, что эта тема достойна создания отдельного порядка оказания медицинской помощи, потому что акцент должен быть на профилактировании, на недопущении тех тяжелейших осложнений и хронических заболеваний, которые развиваются вследствие избыточной массы тела и ожирения. Создание организационных условий для профилактической работы с детьми: коррекция значения норм времени на одно посещение участкового педиатра или врача-специалиста, потому что у врачей просто не хватает времени заняться самим пациентом. Когда мы говорим об этой проблеме, нужно понимать, что она требует деликатного диалога врача и родителей ребенка с этим недугом», — говорит Юрий Жулёв, сопредседатель Всероссийского союза пациентов. — «Мы предлагаем особое внимание уделить этой теме в национальном проекте «Продолжительная активная жизнь» в виде целевых показателей, которые характеризовали бы распространённость ожирения, и предусмотреть в структуре федеральных проектов меры по профилактике распространения ожирения с фокусом, в том числе на молодое поколение, а также повышении доступности и качества медицинской помощи с погружением её в программу государственных гарантий».
Большие надежды не оправдались
Уже несколько лет наша страна участвует в программе ВОЗ «Ликвидация детского ожирения», которая ставит амбициозную задачу, как следует из ее названия. В рамках программы в Москве и Екатеринбурге проводились ежегодные эпидемиологические исследования детей 7-летнего возраста. Было установлено, что избыточная масса тела у семилеток присутствует в 20% случаев, то есть от нее страдает каждый пятый ребенок.
Валентина Петеркова, академик РАН и главный внештатный детский специалист-эндокринолог Минздрава России, рассказывает: «В 2010 году были центры здоровья, была целая программа оздоровления, и мы возлагали очень большие надежды. Ввели дополнительный урок физкультуры в школе. Запретили продажу сладких напитков, шоколадок и всего прочего в школах. Приготовление вредной пищи — например, во фритюре или жареной — сосиски».
Сегодня из отчетных данных поликлиник следует, что ожирение встречается всего лишь в 1,5% случаев. После диспансеризации педиатр направляет к эндокринологу, и лишь 20% приходят к специалисту. Остальные 80% считают лишний вес нормой и не корректируют образ питания и активность ребенка.
«Нет понимания того, что это действительно болезнь. Мы многого в ожирении не знаем, но уверены: любое ожирение связано с перееданием и недостатком физической активности», — говорит Валентина Петеркова. — «Как сделать так, чтобы в домашних условиях было правильное питание? Мы пробовали учить учителей, ходили в школы. Мы пробовали вести занятия в педагогических институтах. Но человек прослушал лекцию о правильном питании и потом забыл на целый год. Значит ли это, что реальность может быть правильной? Только если внедряться в школьную медицину — 10 лет по 6 минимум часов, а еще кружки и все прочее — так как основную часть своего детства ребенок проводит в школе. Учителя, особенно в начальных классах — это огромный авторитет для школьников. А в школе сейчас нет медсестры постоянно, я уж не говорю про врача, который приходит два раза в месяц. Нужно вернуть медсестру, которая будет там постоянно, возложить на нее обязанности следить за весом учеников».
Что стоит за словом «маршрутизация»?
На сегодняшний день утверждены клинические рекомендации по детскому ожирению, которые размещены на сайте Минздрава. В них появился раздел по бариатрической хирургии у детей, это характеризует сегодняшнюю ситуацию как довольно пессимистическую. В декабре 2023 года был утвержден комплекс мер по борьбе с ожирением у детей до восемнадцати лет, что сделано за прошедшее время?
«В частности, мы проанализировали ту ситуацию с маршрутизацией, которая сейчас есть в регионах. Из 89 регионов только 22 имеют хотя бы приказ или какую-то бумагу о том, как маршрутизируются дети с избыточной массой тела и ожирением. Остальные территории ответили, что у них такого приказа нет», — рассказывает Ольга Безлепкина, директор Института детской эндокринологии. — «Каждый регион описал свой положительный опыт, сейчас отправлены новые опросники касательно наличия центров здоровья в регионах. Во взрослой сети эти центры здоровья есть, по данным Росстата их более 400, более того — по официальной статистике есть и детские центры здоровья (их 220). Другое дело: что это на самом деле?»
В приказе Минздрава РФ 1177н прописаны суть дела, штат и оборудование, которое должно быть в центрах здоровья, однако 95% этого документа посвящено проблемам взрослых. «Там есть между строк информация про детей, но она абсолютно недостаточная поэтому я считаю: либо мы должны расширить этот приказ и сделать отдельное приложение про детей либо создать отдельный приказ касательно регламентации работы центров здоровья для детей», — считает Ольга Безлепкина.
Сегодня разработана маршрутизация детей из групп риска ожирения, утверждает Елена Шешко, директор департамента медицинской помощи детям службы родовспоможения и общественного здоровья Минздрава России. При этом ответственность за мониторинг состояния детей лежит на участковых педиатрах. Возникает вопрос: есть ли у этих врачей должный уровень специального образования?
«На нашем портале непрерывного медицинского образования разработаны образовательные модули, уже сейчас более 600 специалистов-врачей-педиатров начали проходить дополнительное обучение по этой теме. Помимо этого серьезная работа ведется вместе с Министерством просвещения по школьной медицине, потому что школа должна стать территорией здоровья. Сейчас разработана комплексная программа по организации качества питания и двигательной активности детей с избыточной массой тела и ожирением в образовательных организациях. Мы серьезно работаем над новым федеральным проектом под названием «Здоровье для каждого». В его рамках мы пытаемся заложить модернизацию наших центров здоровья они будут нести ответственность за диспансеризацию людей без ожирения но с факторами риска».
Сохранение здоровья молодого поколения – задача стратегическая, дети наряду со взрослыми должны иметь доступ к эффективной медицинской помощи и лечению. Только в этом случае можно надеяться на то, что программа по ликвидации детского ожирения будет реализована.