Россияне знают о деменции, боятся ее и стесняются

0

Уровень осведомленности о деменции среди россиян продолжает расти и достиг почти 80%. Практически все респонденты считают необходимым обращаться к врачу при первых признаках заболевания, но каждый третий не знает, какие именно специалисты этим занимаются. 55% боятся, что родственники заболеют деменцией. Однако уровень осведомленности о заболевании мало влияет на восприятие болезни: половина предпочтет никому не рассказывать о том, что в семье есть человек с деменцией. Таковы данные опроса, проведенного аналитическим центром НАФИ по заказу социального проекта Деменция.net.

Осведомленность россиян о деменции очень высока и продолжает расти: 79% опрошенных аналитическим центром НАФИ по заказу социального проекта Деменция.net знают или слышали о деменции, а в 2023 году их было 68%. Наиболее осведомлены об этом заболевании женщины: 44% хорошо знают, что такое деменция, среди мужчин таких 30%. Кроме того, уровень осведомленности выше у тех, кто старше 45 лет (43%) и у тех, кто имеет в семье родственника старше 79 лет (49%). О болезни знают больше городских жителей, чем сельских (41% против 29%), людей с высшим образованием (50% против 30% среди не имеющих высшего образования) и работающих (41% против 32% среди безработных).

59% россиян определяют деменцию как прогрессирующее снижение когнитивных функций. К счастью, по сравнению с прошлым годом снизилась доля тех, кто знает о деменции из личного или профессионального опыта, но выросла информированность из разных источников, включая СМИ. Например, россияне в возрасте 25-34 года чаще других узнают о деменции из художественных произведений, а молодежь в возрасте 18-24 года – в процессе получения образования.

Практически все россияне — 96% — считают необходимым обращаться к врачу при признаках деменции. Их количество увеличилось с прошлого года на 5 процентных пунктов. При этом каждый третий респондент (29%) не знает, какой врач занимается лечением деменции.

Треть россиян считают, что деменцию можно отсрочить (37%), еще 18% — что ее можно предотвратить. Эффективными мерами профилактики респонденты считают упражнения на развитие памяти, медикаментозную поддержку и интеллектуальный труд.

Опыт столкновения с деменцией есть у 18% россиян. При этом каждый второй испытывает беспокойство, что его близкие могут заболеть деменцией (55%) и обращает внимание на изменения в привычном поведении и состоянии пожилых членов семьи (54%).

Обеспокоенность также связана с возрастом самого старшего родственника в семье: чем он выше, тем чаще россияне сообщают о своих опасениях (62% среди тех, кто имеет родственника старше 79 лет, и 40% — среди тех, чьи самые старшие родственники младше 59 лет).

Несмотря на общий высокий уровень осведомленности, о когнитивном здоровье говорят со своими пожилыми (старше 60 лет) родственниками лишь четверть, а 43% не предпринимают никаких мер по снижению риска деменции у старших членов семьи. Объясняется это в том числе реакцией на такие вопросы. Те, кто обсуждает когнитивное здоровье, часто сталкиваются с нежеланием членов семьи говорить об этом или отсутствием энтузиазма в отношении диагностики.

Опыт прохождения диагностики деменции старшими членами семьи есть только у 11% опрошенных, имеющих пожилых родственников. 18% знают о каких-либо методах проверки на наличие признаков деменции.

В представлении 43% респондентов нужно проверяться раз в год. Каждый четвертый считает, что делать это необходимо начиная с 50-летнего возраста, столько же считает оптимальным возраст с 60 лет.

Среди основных факторов риска возникновения деменции респонденты отмечают генетическую предрасположенность, возраст и неправильные привычки. При этом каждый второй считает одной из главных причин риска деменции черепно-мозговые травмы. Каждый третий считает, что депрессия входит в топ-5 факторов риска при деменции.

При этом каждый третий не обращает внимания на изменения в привычном поведении своих старших родственников. Три основных признака деменции, которые выделяют опрошенные: нарушения памяти; нарушение способности распознавать знакомые лица и предметы; дезориентация в пространстве.

Половина опрошенных считает, что деменция скорее не лечится (48%), а о том, где получить помощь, если у родственников диагностируют деменцию, знают 31%. Каждый второй не считает, что меры профилактики деменции эффективны.

Половина респондентов рассчитывают на собственные силы в случае, если у близкого будет выявлена деменция. Услугами сиделок и спецучреждений предполагают воспользоваться 29% опрошенных.

При этом 51% считают, что их семья скорее не сохранит финансовую устойчивость, если у члена семьи диагностируют деменцию. В связи с этим актуальны и востребованы государственные меры поддержки таких семей, в том числе материальные.

Рост осведомленности о заболевании не снижает стигматизацию. Половина опрошенных не станет открыто рассказывать о диагнозе вне семьи, если у родственника диагностируют деменцию —  каждый третий будет скрывать свой собственный диагноз.

Методология: исследование проводилось аналитическим центром НАФИ по заказу социального проекта Деменция.net в сентябре 2024 года. В исследовании приняло участие 1600 респондентов старше 18 лет. Использовался Всероссийский онлайн-опрос (CAWI).

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

WordPress Ads
Exit mobile version