«Каждый человек должен знать, что боль терпеть не надо»

0

Нейрохирург, невролог-алголог Ассоциации интервенционных методов лечения боли Ксения Горячева — о том, что такое современный pain management

Боль, согласно официальному определению, утвержденному Международной ассоциацией по изучению боли (IASP), — это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с действительным или возможным повреждением тканей, либо сходное с таковым переживанием.

Примерно 10% работоспособного населения России страдает от хронической боли той или иной локализации, вызванной различными причинами — от травм до онкозаболеваний и невротических расстройств. Многие люди живут с болью годами, потому что однажды в поликлинике врач недообследовал их или назначил неэффективное лечение.

Основное лечение в медицине направлено на то, чтобы устранить источник ноцицептивной боли, при которой поврежден орган, или нейропатической боли, когда поврежден нерв. Если за три месяца не удается избавить человека от боли, она переходит в разряд хронической. И тогда уже надо лечить не саму причину, а хронизацию боли. То есть хроническая боль — это самостоятельное заболевание.

Хроническая боль способна сделать человека несчастным на долгие годы. Психика запоминает ее и привыкает жить с ней, происходит центральная сенситизация болевого синдрома. Антиноцицептивная, то есть противоболевая, система постоянно работает на топливе серотонина и норадреналина, и в итоге они истощаются. На этом фоне у большинства развивается депрессия. Если мы возьмем мигрень, то в 58% случаев она ассоциирована с депрессивными эпизодами.

Людей с болью можно поделить на три типа. Это пациенты с депрессией, на фоне которой есть еще и боли. Это пациенты с болью, из-за которой развивается депрессия. И третий тип пациентов — у которых сама депрессия проявляется болевыми синдромами, когда нет непосредственной физиологической причины. Поэтому одно из первых действий алго-логов — назначить антидепрессанты и направить пациента к психиатру или психотерапевту.

Алгологи — это специалисты, которые помогают прервать болевую передачу в мозг. В России официально не существует специальности «алголог», хотя есть специальности с менее доказательной базой, например остеопаты. А во всемирной практике pain management («управление болью») — это дополнительная специализация к любой из врачебных специальностей, будь то невролог, анестезиолог, ортопед, нейрохирург и так далее. Мы в нашей Ассоциации интервенционных методов лечения боли переняли зарубежный опыт и проводим обучение врачей, выдавая сертификаты гособразца.

Суть pain management в том, чтобы улучшить качество жизни пациента. Каждый человек должен знать, что боль терпеть не надо. Вне зависимости от ее причины специалисты помогут с ней справиться. С помощью УЗИ, КТ и МРТ мы можем выявить возможный источник болевого синдрома. Но основная часть работы — это беседа с пациентом, потому что ощущения боли у всех индивидуальные. Мы пользуемся шкалами, которые помогают врачу объективизировать болевой синдром.

Лечение всегда комплексное, какого-то одного волшебного укола не существует. Мы работаем с антидепрессантами разного генеза, антиконвульсантами, нестероидными противовоспалительными средствами, миорелаксантами для расслабления мышц.

Далее, мы применяем лечебно-диагностическую блокаду — это инъекции из местного анестетика и гормона в то место, где ощущается боль, под контролем УЗИ или рентгена. Еще один метод — радиочастотная абляция, импульсная или термическая. Это малоинвазивное вмешательство, когда через прокол специальной иглой вводим электрод, воздействующий на нужный нерв. Например, суставы обычно иннервируются только чувствительными нервами, которые можно прижечь с помощью термической абляции, нарушив болевую передачу.

В наших силах улучшить качество жизни человека, чтобы он мог заниматься лечебной физкультурой, реабилитацией, похудением и так далее.

Лечение боли всегда комплексное, какого-то одного волшебного укола не существует

Сейчас я пишу диссертацию на тему интервенционных методов лечения при радикулопатиях. Мы также начали вводить наши методы в клинические рекомендации — например, при лечении дегенеративных заболеваний позвоночника, постампутационных болевых синдромах. Наша цель — показать необходимость и эффективность этих методов на практике, чтобы интервенционное лечение стало более доступным для пациентов.

Тем временем в мире активно исследуются интервенционные методы лечения при различных патологиях. Например, в базе данных PubMed можно найти десятки тысяч публикаций о лечении головных болей — блокадами, радиочастотными абляциями, пункционными техниками. Pain management развивается в мире, но только не у нас. В ассоциации мы на собственном энтузиазме разрабатываем учебные программы и стандарты лечения.

В этой области крайне важна профессиональная подготовка врачей. Мы учим проводить все интервенции под УЗИ- или рентген-контролем, без этого манипуляции могут быть опасны. Кроме того, врач должен мыслить клинически и четко понимать, кому показана блокада, кому еще может помочь медикаментозное лечение, а кого нужно направить к хирургам. К алгологам приходят люди с болью, вызванной разными причинами, и надо понимать, что при острой боли сначала надо исключать «красные флаги», а уже потом обращаться к алгологу. Блокировать болевую передачу мы можем только после того, как исчерпаны все возможные медикаментозные и консервативные методы лечения. Например, при грыже позвоночного диска есть точные показания для экстренной операции, и в этом случае блокада не должна предлагаться. Алгологи вступают в свою роль после трех месяцев безуспешного лечения боли.

Прием пациентов и обучение врачей мы проводим в Центрах лечения боли, которые создаем самостоятельно — к сожалению, без поддержки департаментов того или иного региона. Пока вся организация и работа таких центров держатся на энтузиазме администрации больниц и врачей, которые горят идеей и хотят популяризировать это направление. Надеюсь, это изменится.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

WordPress Ads
Exit mobile version