Сто имён аспирина

0
1094

В наших аптеках преобладают чужие лекарства. Если бы Нижегородская область закупала отечественные аналоги импортных препаратов, то только за прошлый год удалось бы сэкономить 28 миллионов рублей. Почему государство так не любит российские препараты?

Сто имен аспирина
Сто имен аспирина

Под гипнозом рекламы

Вопросы лекарственного снабжения фармацевты и чиновники от здравоохранения обсуждали в Нижнем Новгороде в минувшую пятницу.

Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев озвучил проблему, тревожащую все отечественные фармпредприятия: при государственных закупках явное преимущество получают импортные препараты. При этом многие лекарства имеют российские аналоги, которые, по словам Виктора Дмитриева, ничем не хуже по качеству, но при этом дешевле. Такая ситуация характерна не только для Нижегородской области, но и для России в целом. За счёт импортозамещения можно было бы в течение месяца снабжать препаратами всех льготников страны. Однако призывы о поддержке российского фармпроизводителя наталкиваются на «глухую стену непонимания людей, принимающих решение о закупках». В качестве причин такой ситуации было названо несколько факторов:

  • Недостатки в механизме проведения аукционов по госзакупкам.
  • Высокие рекламные бюджеты производителей импортных средств. В результате грамотного продвижения сложилось общественное мнение о том, что импортные лекарства существенно лучше отечественных.
  • Чрезмерно активная деятельность медицинских представителей зарубежных фирм на территории России.
  • Сговор производителей с врачебным сообществом.
  • Прямой подкуп должностных лиц.

По приказу не получится

Вроде бы решение проблемы очевидно: в приказном порядке заменить весь импорт, закупаемый на бюджетные деньги, отечественными аналогами. При этом и государственные средства сберегаются, и рабочие места создаются, и экономика развивается. Более того, свои лекарства — это часть государственной безопасности, поскольку здоровье нации нельзя ставить в зависимость от чужеземных производств. Но, как говорилось в известном фильме, такие вопросы с кондачка не решаются.

— Ряд импортных препаратов вообще не имеет отечественных аналогов, — отметил министр здравоохранения Нижегородской области Александр Карцевский. — А во многих случаях замена одного препарата на другой требует существенных усилий. Например, переход на новый для больного диабетом вид инсулина целесообразно осуществлять в условиях стационара. Следует помнить, что от лекарств зависит не просто комфортное существование пациента, но и его жизнь.

Министр напомнил, что в отличие от других регионов у нас судьбу госзакупок решают не аукционы, а электронные торги, где вероятность коррупционного влияния практически исключается. В то же время анализ лекарственных назначений, проведённый министерством, показывает, что в некоторых медицинских отраслях существует целенаправленная выписка дорогих препаратов. Александр Карцевский заверил, что до конца года с подобной практикой будет покончено, и даже пригрозил уволить ответственных руководителей, если они с виновниками не разберутся.

В списках не числятся

Участники дискуссии сошлись во мнении, что при государственных закупках можно разработать механизмы, дающие преимущества отечественному производителю лекарственных препаратов. Но что делать с розничной аптечной сетью, где покупатель голосует за товары собственным кошельком? Несмотря на то что импортные препараты дороже, люди предпочитают приобретать именно их. Даже в кризис. Здесь тоже сказывается влияние рекламных кампаний: про импорт люди информированы, а у нашей промышленности средств на раскрутку не хватает. Впрочем, сами производители не отрицают тот факт, что не все предприятия, получившие лицензию на производство лекарств, могут достойно конкурировать на рынке. Если их продукция не вредит здоровью — уже хорошо. Но закрыть их весьма проблематично, особенно сейчас, поскольку часто эти фабрики являются градо- или посёлкообразующими.

Руководитель территориального управления Росздравнадзора Нина Соколова призвала провести ревизию реестра фармацевтических препаратов. В Нижегородской области на рынке представлено около 3500 торговых наименований лекарств, в стране их примерно 4500. При этом в реестре зарегистрировано 18 500, у одной только ацетилсалициловой кислоты 126 названий. Это значит, что препарат производит очень большое число фабрик, и у всех ли он соответствует требованиям — большой вопрос. Поэтому реестр требуется очистить от некачественных препаратов. К слову, когда подобную ревизию провели в США, от десятков тысяч наименований осталось 6500.

«Аргументы и факты»