В Калужской области придают огромное значение госпрограмме по созданию фармкластеров в России. По мнению губернатора Анатолия Дмитриевича Артамонова, для региона это основа построения «экономики знаний», которая позволит объединить науку и бизнес. Между тем, в Обнинском Филиале ФГУП НИФХИ им. Л. Я. Карпова уже более 25-ти лет производят радиофармпрепараты. И пока это единственное производство на всю Россию.
Немного истории
Обнинский Филиал ФГУП НИФХИ им. Л. Я. Карпова сегодня — это большое комплексное предприятие, имеющее свой реактор и развитую инфраструктуру — котельную и водозабор, которые обеспечивают не только нужды института, но и окрестных предприятий. Есть своя база снабжения и даже база отдыха. Сейчас в институте работает около 550 человек
— Филиал был создан в 1959 году как производственная площадка Минхимпрома, — рассказывает директор предприятия Олег Юрьевич Кочнов. — Здесь были сосредоточены новейшие технологии и комплексы, включая кобальтовые гамма-установки и исследовательский ядерный реактор ВВР-ц. Предполагалась, что здесь будут совершенствоваться радиационно-химические технологии и затем доводиться до заказчиков.
После распада СССР, НИФХИ, как и многим другим институтам, пришлось туго. Часть направлений оказалась невостребованной, и вследствие этого — утраченной. Непросто было приспосабливаться и к новым схемам финансирования.
— Судьба у института сложная. Мы постоянно кочевали из одного министерства в другое, пока в 2009 году нас не передали в корпорацию «Росатом», — продолжает Олег Юрьевич. — Количество «научных» денег резко сократилось и свелось только к научным контрактам. Возникли проблемы с задолженностями. Правда, «Росатом» выдал нам кредит, благодаря которому мы смогли оплатить услуги ресурсоснабжающих организаций и погасить задолженность по налогам. Тем самым мы избавились от опасности блокировки счетов и сейчас можем спокойно развиваться.
Стоит отметить, что кредит Обнинскому институту был выдан в результате личного обращения губернатора Анатолия Артамонова к главе «Росатома» Сергею Кириенко. На трёхсторонней встрече были также достигнуты договоренности о снижении стоимости некоторых видов радиофармпрепаратов, в частности для “своих” — для Обнинского МРНЦ.
Можно сказать, что новая жизнь заставила институт зарабатывать деньги самостоятельно. И НИФХИ успешно справляется с этой задачей, найдя свою нишу в “научном” секторе рыночной экономики.
Главное – это реактор
Вся работа института “завязана” на ядерный реактор ВВР-ц, который работает в институте с 1964 года. В свое время этот реактор был спроектирован, чтобы решать научно-исследовательские задачи, в том числе по отработке режимов и подбору новых материалов для реакторов типа ВВЭР.
— Эти задачи мы уже решили. Сейчас необходимо либо строить новый реактор, либо модернизировать старый, — уверен Олег Кочнов. — Наш реактор был единственным, который правительство страны решило модернизировать еще в 1985 году. Мы тогда очень гордились этим и думали, что у нас наступит светлое будущее. Однако наступила сначала Перестройка, а потом – развал СССР. В 90-х годах пропало бюджетное финансирование, и уже начатые работы свернули. Между тем, другие предприятия, не попавшие в госпрограмму модернизации, потихонечку-полегонечку нашли средства на усовершенствование своих реакторов. А мы, поскольку ждали “милостей от природы”, то есть от правительства, остались у старого реактора, как та старуха у разбитого корыта.
Проект реконструкции реактора реанимировался в 2006 году. Возобновилось финансирование, и даже успели заменить часть оборудования. Но при переходе НИФХИ в “Росатом” возникли новые сложности.
— Мы хотим изменить назначение реактора – сделать его целевым для производства радионуклидов. Это позволит нам улучшить и качество препаратов, расширить их спектр, уменьшить себестоимость, — делится планами директор предприятия. — С таким продуктом мы сможем выйти и на международный рынок. Это очень серьезные планы, и госкорпорация сейчас взяла тайм-аут для принятия окончательного решения. А пока они думают, мы работаем на старых мощностях, делом доказывая “Росатому”, что даже со своим стареньком реактором мы – хорошее предприятие, выпускающее качественную и востребованную продукцию.
Наука на страже здоровья
А продукция эта – радиофармпрепараты, которые филиал НИФХИ им. Л. Я. Карпова производит с 1985 года, до сих пор оставаясь на этом рынке практически монополистом.
Радиофармпрепараты – это лекарства, необходимые для лечения и диагностики онкологических заболеваний. Они представляют собой радиоактивные изотопы или их соединения с различными неорганическими или органическими веществами.
— Мы сейчас выходим на новый уровень, как основной производитель продукции медицинского назначения. Главная наша задача – развивать наукоемкое производство, расширять номенклатуру, завоевывать новые рынки, в том числе и зарубежные, — поясняет Олег Кочнов. — Мы производим конечные формы радиофармпрепаратов, то есть те, которые поступают непосредственно в лечебные учреждения. Наш институт выпускает более сорока наименований этой продукции на базовых радионуклидах.
Уникальная продукция института поступает более чем в 200 клиник РФ. Также филиал НИФХИ сотрудничает с ГНЦ РФ ФЭИ, который тоже производит препараты из сырья, поставляемого “Карповкой”.
— За два неполных года мы в разы увеличили производство наших радионуклидов и их продажу. За каждый год – примерно в два раза, — с гордостью отмечает директор предприятия. — Все это позволило стабилизировать финансовое положение института. Средняя зарплата у нас около 22-х тысяч рублей, а по некоторым подразделениям – более 30 тысяч. Мы становимся привлекательным работодателем, и можем даже себе позволить выбирать специалистов. Также мы “выращиваем” собственные кадры. Я и еще несколько сотрудников преподаем в ИАТЭ и отбираем там самых способных ребят. А потом они проходят у нас здесь дипломную практику, некоторые учатся в аспирантуре. Кое-кто остаётся и работать.
И другие достижения
Не радиофармпрепаратами едиными живет институт. Содержать науку за счет производства тяжело. Для этого надо постоянно расширять ассортимент производимых изделий. Сейчас помимо радионуклидов, в НИФХИ выделено еще два основных направления работы. О них нам рассказал заместитель директора филиала НИФХИ по развитию и производству Виктор Бошиц:
— Одно направление – производство молибдена. Мы производим его для собственных нужд, для нашего смежника – ФЭИ и на продажу. Сейчас мы являемся фактически единственным производителем молибдена в стране. Второе направление — облучение различных изделий и материалов на наших гамма-установках. В результате получаются материалы с новыми, улучшенными характеристиками, такие как физически сшитый пенополиэтилен, термоусаживаемая лента, Латексы, фторопласт-4 с повышенной износостойкостью, фильтры для тонкой очистки жидкостей и газов, радиационно-модифицированные полимерные трубы. Эти материалы востребованы в жилищно-коммунальной сфере, в строительстве и других отраслях народного хозяйства. Кроме того, мы облучаем кремний, чтобы придать ему новые свойства (полупроводники семейства А3-Б5), нужные для радиоэлектроники и электротехники.
Кроме того, при институте работает центр по проведению испытаний на радиационную стойкость композиционных и радио-изделий для космической промышленности. Выпускает институт и вполне бытовую продукцию — новые виды грунтовки для строительных работ, препараты, улучшающие свойства кожи для кожевенной промышленности. Всё это производится с использованием наукоемких технологий, разработанных учеными обнинского филиала НИФХИ.
На следующий год в филиале запланирована большая комплексная модернизация реактора и производства. Так что, можно смело утверждать, что Обнинский филиал ФГУП НИФХИ им. Л. Я. Карпова – перспективное предприятие, которое уверенно смотрит в будущее.
Обнинский Вестник