Проблема оборота на рынке лекарств фальсифицированных лекарственных средств приобретает характер национального бедствия. По статистике, фальсификация лекарств считается четвертым злом здравоохранения после малярии, СПИДа и курения.
Смертность от побочных реакций лекарств входит в первую пятерку причин наравне с сердечно-сосудистыми, онкологическими, бронхолегочными заболеваниями и травматизмом. За последние 40 лет поддельные лекарства в мире убили 200 тыс. человек.
В России до сих пор нет единых статистических данных относительно доли на рынке фальсифицированных лекарственных средств. Так по данным МВД, каждая десятая таблетка в РФ – фальсификат, а готовой объем продаж фальсифицированной продукции составляет в России от $200млн. до $300 млн., или 10-15% от легального оборота лекарств. А вот ТПП приводит иные цифры – предполагая, что объем фальсификата на рынке лекарств доходит до 60%. И только Росздравнадзор убежден, что лишь семь сотых общего объема лекарственных препаратов – это подделки.
За 2009 год на территории Российской Федерации выявлено и изъято из обращения 20 серий 14 наименований фальсифицированных готовых лекарственных средств и 46 серий фальсифицированных фармацевтических субстанций.
Ситуация усугубляется тем, что фармрынок в нашей стране развивается стремительными темпами. Ассортимент лекарственных препаратов в российской торговой сети достиг 18 тысяч наименований. Только оптовых фармацевтических компаний в нашей стране более 2,5 тысяч. А мелких фирм, торгующих лекарствами, в 20 раз больше. Порядка семи тысяч предприятий снабжают лекарствами розничную торговлю, 700 российских предприятий производят фармацевтические препараты.
Проблема ФЛС стоит остро не только в нашей стране. С точки зрения прибыльности лекарственный рынок находится на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. По прогнозам экспертов, в 2010 году прибыль от реализации фальшивых таблеток в мире составит 75 млрд. долларов.
Однако зарубежное законодательство устанавливает жесткую ответственность за производство и оборот ФЛС.
В США, например, торговля фальшивыми лекарствами наказывается штрафом до $200 млн. или пожизненным заключением. В Турции — тюремным заключением на срок от 30 до 50 лет, в Индии торговля ФЛС карается пожизненным заключением. Во Франции производство и импорт ФЛС караются лишением свободы на четыре года или штрафом в размере ?400 тыс., а организация незаконной сети сбыта — сроком пять лет или штрафом в размере ?500 тыс. В Европе штраф за продажу поддельных лекарств превышает 300 тысяч евро, а срок тюремного заключения – 10 лет.
К сожалению, российское законодательство не так сурово к производителям и распространителям ФЛС; эксперты признают, что оно не в силах соответствовать увеличивающимся темпами роста оборота фальсифицированных лекарственных средств.
При таких катастрофических показателях наличия фальсификата в России просто поразительно, что специальных норм об ответственности за подделку лекарств в уголовном законодательстве РФ нет, а общие предусмотрены статьей 238 Уголовного кодекса, по которой преследуются производство, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности. А из этого следует, что фальсифицированный лекарственный препарат, несущий смертельную опасность, приравнен к любому другому товару, попадающему под определение данной статьи.
До недавнего времени существовало мнение, что в УК достаточно статей для привлечения к ответственности лиц, причастных к обороту фальсифицированных лекарственных средств. Среди них статьи Уголовного кодекса Российской Федерации: 171 -«Незаконное предпринимательство», 180 -«Незаконное использование товарного знака», 238 — «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Но основная проблема заключается в том, что понятие “фальсифицированное средство” в Уголовном кодексе отсутствует, так же как и отсутствуют специальные статьи, устанавливающие ответственность за преступления в сфере оборота лекарственных средств.
В свою очередь, статья 238 Уголовного кодекса устанавливает мягкую ответственности за производство и сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности, в контексте оборота фальсифицированных лекарств. Так, согласно действующей норме, за сбыт фальсифицированных лекарств, повлекших смерть человека, можно «отделаться» штрафом от 100 000 до 500 000 рублей.
Еще 2010 году я внес в ГД законопроект, предусматривающий самостоятельный состав преступления за сбыт лекарственного фальсификата. Не буду говорить о том, что он до сих пор не выносится комитетом на рассмотрение, но уверен, скоро я этого добьюсь. Потому что это просто нонсенс, когда самостоятельная ответственность за многомиллиардный мошеннический бизнес не предусмотрена уголовным кодексом.
Источник dumainfo.ru