Процесс перехода фармацевтической промышленности на стандарты GMP является ответственностью не только производителя, но и регуляторных органов. В конце 90-х годов прошлого века Верховный совет Украины одобрил курс на интеграцию с Европой. В фармацевтической сфере это выразилось в том, что Госкомитет по медицинской и микробиологической промышленности издал в 1996 и 1998 годах два приказа, в которых объявил о переходе производства лекарств с 2002 года на европейские стандарты GMP. Эти приказы министерство юстиции не зарегистрировало, но они тогда многих напугали. Позже регуляторный орган несколько раз трансформировался, и с 2000 года в минздраве начал работать департамент по надзору за производством лексредств и медтехники. В то время мы и создали там отдел инспекции GMP, который состоял тогда из 2-3 человек. С этого начался процесс перевода отрасли на европейские стандарты со стороны регулятора.
Свою часть пути прошла и промышленность: с 1996 года крупные фармпредприятия — к тому времени 90% из них уже были негосударственными — начали модернизацию производств. Это потребовало значительных инвестиций. К сожалению, точных данных об их объемах нет. Но специалисты, которые работали в то время в рамках европейской программы содействия ускорению процесса экономических реформ в СНГ (TACIS) по проекту модернизации фармацевтической промышленности Украины, подсчитали, что в среднем каждое предприятие должно было бы потратить около 10 млн долларов. На основании этого можно сделать вывод, что в модернизацию отрасли было вложено около миллиарда долларов. Ни копейки господдержки на эти цели они не получили, как не получает отрасль и теперь.
Тогда же, в 2000 году, было принято принципиальное решение о подготовке стандарта GMP, который максимально соответствовал бы европейскому. Для этого пришлось сначала подготовить ряд нормативных документов: как технических (стандарты, руководства, методические указания и т.п.), так и правовых (приказы о порядке контроля, лицензионные требования и т.п.) — всего около 30 новых актов. (С тех пор они постоянно актуализируются в соответствии с изменениями европейского стандарта GMP. К примеру, наш стандарт переиздавался уже 4 раза). Затем инспекторы начали ездить по предприятиям и проводить регулярные проверки на соответствие новым лицензионным требованиям. В 2004 году вышло постановление правительства, в котором был обозначен конкретный срок перехода на стандарты GMP с 1 января 2009 года.
Как на практике построены регуляторные механизмы? После подачи заявления и соответствующих документов — прежде всего досье производственного участка (Site Master File) — их рассматривают на предмет соответствия требованиям законодательства. В случае несоответствия следует отказ в выдаче лицензии, в случае соответствия лицензия выдается. До последнего времени законодательством страны не была предусмотрена проверка производителя перед выдачей лицензии. Ее выдавали по документам, и примерно через три месяца ставили предприятие в план проверок, который формируется ежеквартально. Но в январе этого года были изменены законы о лекарственных средствах и о контроле за лицензиатами по всем видам деятельности, который предусматривает и особенности для фармацевтической промышленности, и теперь контролирующий орган может выдать лицензию только после предварительной проверки на месте.
После такой проверки заполняется акт, в котором делается вывод о возможности или невозможности выполнения лицензионных условий. Если предприятие не может их выполнить, лицензию аннулируют. Если может — указываются категории несоответствий, обнаруженных во время проверки. При критических нарушениях, которые могут повлиять на качество продукции и представлять угрозу для жизни пациента, выдается предписание о запрещении производства либо на конкретном участке, либо на предприятии в целом. Лицензия на этом этапе не аннулируется. После устранения несоответствий и подачи документальных подтверждений (фотографий, отчетов и т. д.) в Гослекслужбу проводится повторная проверка. Если инспекторы на месте убеждаются в устранении несоответствий, запрет на производство снимается и предприятие продолжает работать в рамках лицензии. На сегодня, по официальным данным Гослекслужбы, в стадии запрета производства находятся 22 предприятия (в целом либо отдельные производственные участки). Если в акте зафиксированы некритические нарушения лицензионных условий, то выдается распоряжение об их устранении с указанием конкретных сроков, а контроль осуществляется по документам и учитывается в ежеквартальном плане проверок.
Сегодня практически все 116 фармпредприятий страны работают в соответствии с лицензионными требованиями. Однако из них по GMP сертифицировано всего 18. Лицензия — это обязательный документ, который выдается государством и дает право на производство лекарственных средств. Сертификация же — дело добровольное, этот документ нужен, если предприятие планирует поставлять свою продукцию на экспорт или для целей маркетинга. Но получить сертификат можно, только если у предприятия есть лицензия, оно прошло проверку и работает. Но если в странах Евросоюза выдача сертификата происходит автоматически, то у нас после проверки.
Бывает и такое, что лицензионную проверку предприятие прошло, а сертификат получить не смогло, так как инспекторы все-таки нашли какие-то нарушения. Но приостановить деятельность или закрыть предприятие в этом случае нельзя.
Процедура сертификации может быть разной в зависимости от местонахождения предприятия. В Украине концепция процедуры сертификации основана на том, что мы считаем странами со строгой регуляторной системой те, которые входят в Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme — PIC/S (организация международного сотрудничества в области GMP. — Ред.). В начале 2011 года в эту организацию вошла и Гослекслужба Украины, которая теперь координируется министерством здравоохранения, но подчиняется кабинету министров страны. То есть мы приняли на себя в одностороннем порядке обязательство о признании сертификатов GMP, выданных в странах PIC/S. Хотя это не является обязательным условием членства в данной организации, но вы имеете на это право, если фактически им доверяете. Соответственно, если производитель находится в стране, входящей в PIC/S, то он предоставляет свой сертификат, на основании которого инспекция бесплатно выдает справку «Подтверждение соответствия GMP». Если предприятие-производитель находится в стране, которая не входит в PIC/S (например, в России или Индии), но оно было проинспектировано каким-либо инспекторатом PIC/S (сейчас в эту систему входят 40 регуляторных органов на 5 континентах), то необходимо предоставить отчет об инспекции давностью не более трех лет. В этом случае повторная инспекция не проводится и выдается сертификат Гослекслужбы о соответствии предприятия требованиям GMP.
Если же предприятие-производитель находится в стране, которая не входит в PIC/S и не было проинспектировано каким-либо его регуляторным органом, то подготовка плана и программы инспектирования идет в обычном порядке, затем проводится инспекция производства на месте, и по ее результатам делается вывод о соответствии или несоответствии данного предприятия требованиям GMP.
С 2005 года новая система позволила нам ужесточить и контроль импорта. Если поставщик имеет подтвержденный статус GMP, он проходит лояльный входной контроль — лишь по документам. А если такого статуса нет, то проводится полный входной контроль всех показателей качества в лабораториях системы госконтроля. А это дорого, долго и предприятиям не очень выгодно. Поэтому они идут на процедуру сертификации со стороны украинского инспектората, чтобы облегчить себе жизнь. С этого года введена и более строгая норма — препарат может быть зарегистрирован в Украине, только если у производителя подтвержден статус GMP. Или он должен пройти внешнее инспектирование украинской Гослекслужбой «на месте производства» и получить сертификат соответствия. Так, в 2009 году было проинспектировано 85 участков, и половина из них была признана не соответствующей стандарту GMP (Индия, Турция, Пакистан, Южная Корея, Болгария и др).
Чтобы осуществлять всю эту работу, нужно было подготовить целый штат инспекторов. Их обучение началось с 2000 года в рамках специализированного проекта TACIS «Подготовка GMP-инспектората» и длилось полтора года. Всего ведущими европейскими специалистами было обучено 16 человек. Затем мы создали свой государственный образовательный центр GMP и в нем продолжили подготовку инспекторов. Сейчас 12 человек работают в Гослекслужбе и еще примерно столько же — в образовательном центре, они привлекаются к зарубежным инспекциям. Не реже чем раз в два года все украинские предприятия проходят плановые инспекции, а если возникают экстренные обстоятельства — побочные реакции и т.п., то проводятся и внеплановые. Некоторые предприятия уже идут по третьему кругу проверок после введения обязательного GMP.
Каковы же результаты перехода Украины на европейские нормы GMP? С 2009 года количество предприятий, имеющих лицензии на производство лекарственных средств, сократилось со 151 до 116. Из них еще 22 сейчас находятся под запретом производства. Фактически за три года реального внедрения GMP каждое четвертое предприятие-лицензиат ушло с рынка. Это в основном мелкие предприятия, которые имели «полувиртуальные» лицензии. Но общий объем производства при этом вырос с 5,4 млрд гривен в 2009 году до 7,9 млрд в 2011 году, т.е. почти в полтора раза (при этом курс гривны по отношению к доллару был стабильным). Никакого негативного влияния уход части производителей с рынка на систему лекарственного обеспечения пациентов не оказал. Напротив, качество препаратов улучшилось. Например, отбор проб противотуберкулезных препаратов, который эксперты ВОЗ провели из тубдиспансеров, а не с заводов, показал, что среди стран СНГ ситуация по качеству в Украине самая лучшая. Экспорт наших лекарств тоже вырос с 1,1 млрд гривен в 2009 году до 1,4 млрд в 2011 году, хотя в прошлом году темпы роста несколько снизились. Но это связано не с уменьшением количества лицензиатов, а с конъюнктурой рынка, усилением конкурентной борьбы.
Конечно, при переходе на GMP возникает немало проблем, новых вопросов, это процесс довольно болезненный. Но тот, кто этим путем не идет, окажется в проигрышной ситуации. В сарае хорошую таблетку не сделаешь. А пути решения проблем тоже известны. Это, во-первых, политическая воля для введения GMP, во-вторых, непосредственное участие в процессе соответствующих органов исполнительной власти, активная поддержка профессиональных фармацевтических ассоциаций. Полезно также проведение семинаров, конференций, курсов повышения квалификации по этой тематике с привлечением ведущих специалистов. Главный же результат — обеспечение населения качественными, эффективными и безопасными лекарствами — оправдывает все усилия.
Автор: Юрий Подпружников, профессор, эксперт Межгосударственной комиссии по стандартизации, регистрации и контролю качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники СНГ.
Источник: Российская газета