GlaxoSmithKline выбрал рынок Казахстана

0
1263
GlaxoSmithKline Гамал Резк
GlaxoSmithKline Гамал Резк

Фармацевтический гигант GlaxoSmithKline и Министерство здравоохранения Казахстана подписали меморандум о сотрудничестве. Компания определила два направления, в которых планируется осуществлять совместные проекты – это вакцины и онкология. В ближайшее время GSK готова вести переговоры о локализации производства вакцин и лекарственных средств в Казахстане. О планах компании и о том, почему Казахстан привлекает международных фарм-инвесторов, «Къ» рассказал вице-президент по вакцинам компании GlaxoSmithKline Гамал Резк.

– Какой ежегодный рост показывает фарм-рынок Казахстана по сравнению с мировыми фарм-рынками (Европа, Америка, Россия)? С этих позиций Казахстан интересен фарм-инвесторам?

– Казахстанский фармацевтический рынок развивается достаточно динамично. За последние 4 года казахстанский рынок продемонстрировал рост 23%. Это достаточно впечатляющий показатель.

В странах Европы и странах Америки рост наблюдается, но он не настолько интенсивный, как в странах развивающихся рынков. Например, рост на фарм-рынках Индии и Китая составляет 15–20%. Это касается как фармацевтических препаратов, так и вакцин, благодаря правительственным программам инвестирования в сектор здравоохранения, а именно в госпитальную его часть, в те продукты, которые обеспечиваются за счет средств госбюджета. Благодаря этим программам, идет активное финансирование в сектор здравоохранения, в результате чего мы имеем такой рост на фармацевтическом рынке.

– Стало известно, что компания GlaxoSmithKline готова вести переговоры о локализации производства вакцин и лекарственных средств в Казахстане. С кем ведутся переговоры?

– В Казахстане мы готовы начать серьезное обсуждение наших инвестпроектов с Министерством здравоохранения. Нас интересует, в первую очередь, внедрение инновационных технологий, которые помогают в развитии локального производства в Казахстане. Процесс переговоров займет определенное время. На нынешнем этапе мы подписали меморандум с Министерством здравоохранения РК о сотрудничестве и определили два направления, в которых GlaxoSmithKline является экспертом – это вакцины и онкология. В этих отраслях мы будем осуществлять совместные проекты.

– Какие инвестиции готова вложить компания?

– Вместе с налогами инвестиции в Казахстан в прошлом году составили около 4 млн фунтов. Информацию об объемах инвестиций мы пока раскрывать не можем.

– За последнее время сразу несколько мировых фарм-производителей приобрели активы в Казахстане. Например, в прошлом году Polpharma приобрела контрольный пакет казахстанской фарм-компании «Химфарм». Это – начало нового тренда и как это связано с ТС?

– Хотелось бы отметить две основные причины увеличения инвестиций в Казахстан со стороны международных крупных компаний. В первую очередь, это связано с динамичным развитием казахстанского рынка. И вторая причина – это расширение рынка в рамках Таможенного союза, что очень привлекательно для компаний. И чем больше правительство будет делать по улучшению системы регистрации, по упрощению нормативных актов, тем больше инвестиций и компаний будет приходить в страну.

– По данным компании Виортис, в 2011 году среди производителей по объему продаж вы оказались на 5 месте, в 2010 – на 6. На данный момент вы занимаете чуть более 3% рынка Казахстана, планируете ли Вы увеличивать свою долю?

– Сейчас у нас уже более ста позиций ЛС, зарегистрированных в Казахстане – это и фармацевтические препараты, вакцины и товары общего пользования – не рецептурные. Насколько мы увеличим свою долю, во многом будет зависеть от решения о введении новых препаратов, а также от государственной политики поддержки сектора здравоохранения. Мы планируем удвоить нашу долю за счет увеличения продуктовой линейки в течение 3–5 лет.

– За последние несколько лет фарм-рынок сильно меняется. Например, фармаконцерн Sanofi-Aventis приобрел американскую биотехнологическую компанию Genzyme Corporation; японская компания Takeda Pharmaceutical Company Limited выкупила Nycomed A/S; «Фармстандарт» объявил о приобретении 55% акций украинского производителя «Биолек». Не планируете ли и Вы приобретать другие фарм-компании или входить в долю?

– В первую очередь, необходимо подчеркнуть направленность компаний на проведение клинических исследований, которые способствуют появлению новых препаратов на рынке. Мы также инвестируем большое количество средств на проведение клинических испытаний. Это достаточно интенсивный процесс. В этом году мы заключили договор о создании совместного предприятия с одним из японских производителей. GlaxoSmithKline старается сотрудничать и создавать совместные предприятия с компаниями, которые действительно обладают современными инновационными технологиями.

– Расскажите про последние разработки вакцин компании?

– Среди новых вакцин можно выделить три основные вакцины. Это вакцины против пневмококковой инфекции, рака шейки матки и ротавирусной инфекции. В целом в 2011 году глобальный оборот компании составил 27, 4 млрд фунтов, из которых доход от вакцин составил 3 млрд фунтов. Вакцины составляют порядка 10% общего оборота компании, но в странах развивающихся рынков это порядка 20–25%.

Хотелось бы отметить, что раньше прирост оборота осуществлялся за счет стран Европы и США, но в 2011 году страны развивающихся рынков дали 20% прироста, раньше эта цифра составляла 12–15%. Начиная с 2008 года, этот показатель вырос с 12 до 20%. Доля развивающихся рынков в этом составила 5,3 млрд фунтов.

Что касается последних разработок по вакцинам. Хотелось бы сказать, что у нас в разработке находится вакцина против вируса зостер, также мы находимся на третьей стадии клинических испытаний первой в мире вакцины против малярии, и надеемся, что в течение 2–3 лет эта вакцина будет запущена в производство. Это абсолютно новая вакцина, таких вакцин нет. И в настоящее время ведутся работы по некоторым иммуно-терапевтическим вакцинам.

– Каковы Ваши прогнозы развития мирового фарм-рынка, в частности, рынка Казахстана и ТС на ближайшие 1–2 года?

– Сейчас, к сожалению, вследствие финансового кризиса страны Европы и США не могут обеспечивать тот рост, который был раньше. Акцент роста фармацевтического рынка переходит с Европы и США в страны развивающихся рынков. Среди них не последнее место занимает Казахстан. Думаю, эта тенденция сохранится.

– Фармацевты высказывали «Къ» мнение, что в такой традиционной отрасли, как фармацевтика, топ-20 меняется с годами, но незначительно. Стоит ли, по Вашему мнению, в ближайшее время ждать кардинальных перестановок в балансе сил между фарм-гигантами?

– Все будет зависеть от стратегий компаний. За последние 10 лет многие компании появлялись и пропадали за какой-то очень короткий период времени. Это во многом зависело от их стратегии и приоритетов. Многое также будет зависеть от политической глобальной стабильности, что всегда оказывает серьезное влияние на развитие бизнеса. Ну и непосредственно от предлагаемых препаратов, которые сейчас находятся на стадии разработки, и которые в ближайшее время будут производиться. Чем больше препаратов предлагает компания, тем больше у нее шансов увеличить свою долю.

Источник Курсив kz