Тойган Гекер, руководитель региона CEMAI (развивающиеся рынки Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока, Африки и Индии) компании Roche
— Не считаете ли вы, что фармацевтической индустрии необходимо срочно решать сложную ситуацию, сложившуюся сейчас вокруг научно-исследовательской деятельности (R&D) и создания новых препаратов?
— Мы придерживаемся стратегии, в рамках которой делаем упор на инновации, а не на диверсификации. Поэтому мы не работаем в сегменте дженериков, биоаналогов, безрецептурных препаратов и т. д. Мы пытаемся разглядеть новейшие тренды до того, как это сделают другие, и инвестируем в соответствующие области. Среди успешных примеров можно назвать наши инвестиции в технологию ПЦР (полимеразная цепная реакция — метод, определяющий индивидуальную переносимость пациентами лекарственных средств, а также облегчающий и ускоряющий диагностику наследственных и вирусных заболеваний.— «Ъ»). Такими же успешными следует считать инвестиции в биотехнологии, которые мы начали делать еще в 1990 году, и в персонализированную медицину. Мы используем научные разработки, предлагающие высокий потенциал по созданию продуктов с дополнительными преимуществами для пациентов. Мы приглашаем на работу лучших ученых, предлагая им условия, при которых их потенциал сможет максимально раскрыться.
Более 99% научных инноваций и разработок по R&D происходят за пределами самой компании — Roche постоянно следит за возможностями по организации партнерства с биотехнологическими и научными организациями, чтобы получить доступ к наиболее передовым технологиям или многообещающим продуктам. В настоящий момент мы активно сотрудничаем со 150 партнерскими организациями.
— Какая стратегия была бы наиболее оптимальной для успешной конкуренции с производителями дженериков. Возможны ли какие-либо альянсы/партнерства с производителями дженериков?
— Мы сосредоточены на инновациях. Наша стратегия по увеличению числа патентов заключается в разработке инновационных препаратов, обеспечивающих новые медицинские преимущества для пациентов. При этом мы действительно ожидаем в ближайшие несколько лет консолидацию на рынке компаний, ориентированных на инновациях, и компаний, предлагающих дженерики. На наш взгляд, компании, занимающие промежуточную нишу, исчезнут.
— Какие развивающиеся рынки наиболее перспективны для новых R&D-проектов?
— В 2004 году Roche открыла научно-исследовательский центр в Китае, хотя штат сотрудников там значительно меньше, чем в наших научно-исследовательских центрах в ЕС и США. Мы также проводим клинические исследования на международном уровне, включая те же ЕС и США, а также Южную Америку, Восточную Европу, Россию, которая является очень перспективным полем для развития R&D, и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Индии и Китае.
Источник: Коммерсантъ