Дмитрий Перминов об инновациях компании Русмарко

0
1360

Совсем недавно бывший президент Медведев радовался амбициозному российскому проекту в области медицинских нанотехнологий. Речь шла о прототипе нанокожи, кусочек которого ученые продемонстрировали российскому лидеру.

 

Дмитрий Перминов, директор по развитию компании Русмарко
Дмитрий Перминов, директор по развитию компании Русмарко

Что такое нанокожа?

По сути, она может заменить человеческую кожу, поврежденную из-за травмы: раны, ожоги и т.д. Похожие операции делали в СССР еще в далекие 80-ые, но инновационность нанокожи состоит в том, что она не отторгается организмом и по сути – полностью соответствует натуральной человеческой коже.

Тогда ученые обрадовали Президента тем, что показанный ему образец будет выпускаться в России уже через несколько месяцев. Тогда им заинтересовались и представители клиник пластической хирургии. Ведь нанокожу можно было бы с успехом использовать в операциях по омоложению. Таким образом отодвинуть процессы внешнего старения – перестало быть делом будущего.

Другое дело, что передовые технологии в России – чаще всего встречаются только на бумаге. А на деле… Еще два года назад немецкие ученые сообщили, что собираются приступить к изготовлению в промышленных масштабах искусственной человеческой кожи. И в апреле прошлого года Институа биотехнологий в Штутгарте уже представил конечный продукт.

Немецкие инженеры нацелены на мощности около 5000 кожных «заплаток» в месяц, по цене около 34 евро каждая. Эти искусственно образцы кожи могут быть использованы в фармацевтической промышленности. Кроме того, на основе этой технологии можно производить и более нужные человеку вещи, например, другие внутренние органы. Сотрудница IGB Иоганна Елизавета Шанц и Хайке Уоллес разработали систему, которая сродни искусственной печени, которая также установлена в качестве испытательной системы. «Уникальная особенность нашей печени модель работоспособной системы кровеносных сосудов», — говорит Шанц, — «это позволит создать естественную среду для клеток». Уже сейчас немецкие ученые научились выращивать печень, кожу, элементы кишечника или трахеи. В данный момент идут испытания на животных.

 

Оператор-технолог наблюдает за процессом производства
Оператор-технолог наблюдает за процессом производства

Что же происходит с российской разработкой?

«Сейчас мы на шаг впереди немцев в области разработки нанокожи», — заявил корреспонденту «Недели» Дмитрий Перминов, директор по развитию компании «Русмарко». На сегодняшний день, в Москве работает единственный завод по производству нановолокна, того самого базового материала, который предшествует созданию искусственной кожи. Со слов руководителей «Русмарко», аналогов такому волокну в мире нет. Нановолокно имеет особые свойства: оно способно не пропускать даже молекулы вирусов, что позволит эффективно использовать его в сфере медицине. Спектр применения очень широк: сепараторные мембраны, использующиеся для суперконденсанторов, различная фильтрация. Так, к примеру, сигаретный фильтр сделанный из нановолокна уменьшает количество смол прободаемых в легкие с дымом в двадцать восемь раз.

Свойства волокна действительно передовые для России. По лабораторным исследованиям оно как минимум на сутки убивает бактерии. Такие возможности облегчат заживление ран, позволяет обеспечить стерильность медицинской одежды, хирургического белья, защиту органов дыхания. Эта инновация позволила бы решить большое количество имеющихся в России задач профилактики болезней. Но вот насколько она близка к главной задаче озвученной президентом – создании нанокожи?

 

На основе этих мембран создается нанокожа
На основе этих мембран создается нанокожа

И русские и немцы бьются над общей задачей

Производство наноматериалов компанией «Русмарко» больше похоже на производство каких-то строительных материалов. Небольшой подвальчик технопарка «Строгино», в котором силами 4-5 технологов изготовляют различные прикладные материалы: мембраны для медицинской одежды, респираторов, пластыри.

«В маленькой лаборатории мы пытаемся разрабатывать какие-то новые заказы, вот, например, пытались разработать паропроницаемую мембрану для крышной кровли, но у нас получилось в три раза дороже западных аналогов – на рынок с такой разработкой не выйдешь», — рассказал «Неделе» Дмитрий Перминов, директор по развитию компании «Русмарко». Он продемонстрировал, как выглядит новый заживляющий пластырь. На вид – обычная марлевая повязка. Но при нанесении на рану, она полностью «растворяется» и смешивается с человеческой органикой. А это значит. Что процесс заживления идет в три раза быстрее и риск попадание бактерий на рану снижается на 99%.

 

Инновационное оборудовании компании Русмарко
Инновационное оборудовании компании Русмарко

Где Чубайс?

Так что же все-таки с нанокожей? Руководство «Русмарко» кивает на своих учредителей — ректор Саратовского госуниверситета Леонид Коссович рассказывает, что до разработки нанокожи осталось ждать недолго. Но сколько – будет зависеть от степени поддержки проекта государством.

Где же инвестиции компании «Роснанотехнологии» возглавляемой Анатолием Чубайсом? «Они пытались влезть в наш проект, но мы отказались», — объясняет Дмитрий Перминов, — «почему? А вы знаете, как работает Роснано? Что бы получить их грант, мы должны заложить свое имущество и если проект будет развиваться не в рамках бизнес-плана, то Роснано сразу же получает долю от нашего завода – станки и прочее. К тому же до 30% прибыли мы должны отдавать агенту корпорации. По большому счету это называется «отжатие» бизнеса».

То есть нанокожи нам не видать, пока «Роснаноттехнологии» и немногочисленные производители нано материалов не договорятся о каком-то слаженном сотрудничестве. А до тех пор стоит ожидать, что компании вроде «Русмарко» будут продолжать выживать на чисто коммерческих проектах – например, фильтрах для сигарет и медицинских масках, способных противостоять очередной пандемии гриппа. Ну что же, по крайней мере у России появляются хоть какие-то инновационные производства, в ходе деятельности которой и в нашей стране могут произойти какие-то прикладные открытия.

Источник Газета Неделя