18 октября правительство России рассмотрит проект госпрограммы развития фармацевтической и медицинской промышленности. Отечественная фармацевтика, пережившая кризис в 90-е годы, затем бросилась наверстывать упущенное выпуском так называемых «дженериков» — аналогов импортных лекарств. Чтобы понять, что это путь тупиковый, понадобилось еще несколько лет.
Сейчас по всей стране лаборатории, разрабатывающие, тестирующие и выпускающие передовые медицинские препараты — желанные резиденты технопарков и наукоградов. Более того, пришло время создания больших инновационных производств. На одном из них в подмосковных Химках побывал корреспондент Алексей Платонов.
В лаборатории синтетических лекарств Исследовательского института химического разнообразия создание нового препарата в чем-то напоминает рождение автомобиля. Тот сначала долго бьют с помощью специальной программы на компьютере и лишь в самом конце испытывают реальный кузов. Так же и с лекарством: компьютерная модель подбирает для пораженной клетки идеальную структуру молекулы лекарственного вещества. Компьютер же затем выдает специалистам его химическую формулу. И лишь после этого работа переходит на уровень привычных колб и пробирок. Еще более прогрессивный метод — биотехнология. Тут лекарственную молекулу синтезирует уже сама природа, то есть клетка.
Александр Демин, генеральный директор фармацевтической компании:
— Это очень рискованный и очень затратный процесс, особенно в части инновационных препаратов. Большинство препаратов вылетают на стадии клинических испытаний. То есть это очень высокий риск получить какую-то неожиданную токсичность. Разработка всегда рискованна. Поэтому мы благодарны Минпромторгу, что получили этот госконтракт на разработку.
Если одно из первых синтетических лекарств — аспирин известно уже в течение века, биотехнологические препараты появились всего-то лет 20 назад. При этом на создание одного уходят годы. Зато эффективность таких лекарств намного выше, а побочные эффекты меньше. Это особенно важно при лечении онкологических заболеваний. Здесь будущее за персонализированной медициной, когда каждому больному подбирается идеальный именно для него препарат. И Россия, отстав в других областях фармацевтики, в этой имеет все шансы закрепиться в лидерах: создавая свои противораковые вакцины и, главное, предложив механизм точечного действия лекарства.
Игорь Оршанский, генеральный директор фармацевтической компании:
— Существующие методы химиотерапии не позволяют дать качественного скачка в излечении заболеваний. При этом любая химио-, любая лучевая терапия наносит повреждение организму. Иммунотерапия фактически обучает иммунную систему человека бороться с опухолью самостоятельно. То есть она задействует естественные механизмы, которые позволяют бороться с опухолью.
Этот проект подмосковных ученых получил грант фонда «Сколково» и уже заинтересовал зарубежных партнеров. Да и в целом по части идей и инновационных разработок мы сегодня вполне на уровне. Но венчают работу ученых клинические испытания. А вот с ними у нас — беда.
Василий Казей, директор по трансляционным исследованиям:
— Одна из классических проблем это то, что клинические исследования не разведены с регистрацией. То есть, если у меня стоит задача изучить препарат в клинике, для этого в России мне приходится начинать процедуру регистрации. То есть для препарата, про который ничего не известно, мне нужно написать инструкцию по медицинскому применению, делать дизайн торговой упаковки, хотя до аптеки он дойдет еще лет через 5-6, не раньше, и все может поменяться, включая название.
Большие надежды в институте возлагают на поправки к закону «Об обращении медицинских препаратов», которые должны увидеть свет в ноябре.
Источник: tvc.ru